В зале ожидания: вынужденные переселенцы в Грузии

AMNESTY INTERNATIONAL

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОКЛАДА

Индекс AI: EUR 56/002/2010

5 августа 2010 года

«17 лет назад, когда началась война, я была студенткой факультета иностранных языков при государственном университете, но так и не получила диплом, потому что стала беженкой. Мне до сих пор больно вспоминать об этом. Сейчас мой сын старшеклассник, но у меня нет средств на его обучение в ВУЗе. Моё будущее уже нельзя наладить. Скорее всего, я не смогу найти работу и сделать карьеру. Мне остаётся только надеяться, что хотя бы мои дети не разделят мою судьбу, что хотя бы им уготовано лучшее будущее».

Иза - женщина, живущая в центре коллективного размещения вынужденных переселенцев в Кутаиси.

Последствия территориальных конфликтов, которые сопровождали распад Советского Союза, остаются повседневной реальностью для сотен тысяч семей, вынужденных покинуть свои дома в тот период. Особенно остро это проблема стоит в Грузии, где порядка 6% всего населения (примерно 246 000 человек) стали вынужденными переселенцами.

Примерно 220 000 человек были вынуждены покинуть свои дома в результате вооружённых конфликтов, произошедших в начале 1990-х годов. В результате недавней войны между Грузией и Россией в августе 2008 года ряды лиц, перемещённых внутри страны, пополнили ещё порядка 2 6 000 человек.

Более 15 лет в Грузии не существовало государственной политики в отношении вынужденных переселенцев. В политике властей наблюдался сильный перекос в сторону возвращения людей в места прежнего проживания, что виделось им единственным приемлемым долгосрочным решением. Прорывом в 2007 году стало принятие государственной стратегии в отношении внутренне перемещённых лиц (ВПЛ), в которой власти признали право этих людей оседать в местах нынешнего проживания, по крайней мере до того момента, как станет возможным возвращение домой. В 2009 году правительство приняло план действий и распорядилось начать восстановление и передачу жилья во владение вынужденным переселенцам.

Тем не менее, многое ещё предстоит сделать в целях реализации прав вынужденных переселенцев на достойную жизнь. Текущий правительственный подход - в части соблюдения экономических и социальных прав, помимо предоставления жилья - сводится к тому, что большую часть вынужденных переселенцев просто включают в существующие государственные программы социального вспомоществования. Постоянная нехватка надлежащего жилья во многих центрах коллективного размещения по-прежнему вызывает обеспокоенность. К тому же урегулирование жилищной проблемы - лишь часть долгосрочного решения, столь необходимого вынужденным переселенцам. Высокий уровень безработицы остаётся одной из острейших проблем. Кроме того, переселенцы не имеют доступа к важной информации и денежных средств для получения надлежащей медицинской помощи, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья. Эффективность действий правительства страдает в результате плохого планирования, несогласованности и отсутствия диалога с представителями вынужденных переселенцев.

Право на достаточное жилище

«20 лет моей жизни прошли в этой крохотной комнатушке в ужасных условиях. Когда мы сюда въехали, я, может быть, и была молода, но сейчас уже нет… Спустя столько лет мы с мужем всё ещё чего-то ждём, но никто ничего не говорит. Неизвестно, останемся ли мы тут до конца наших дней или что-нибудь изменится. Мне, может быть, уже немного осталось, и я хочу провести хотя бы остаток жизни в достойных условиях».

Изольда - 69-летняя женщина из центра коллективного размещения в Тбилиси.

Спустя почти два десятилетия жизни в изгнании, многие из тех, кто покинули свои дома в 1990-е годы, по-прежнему живут в крайне неудовлетворительных условиях в центрах коллективного размещения, не предназначенных для длительного проживания людей. Многие здания, требующие ремонта, находятся в ветхом состоянии. Они перенаселены, там плохо работает водопровод и канализация; в некоторых зданиях электропроводка представляет опасность, другие могут рухнуть в любой момент. Несмотря на то, что некоторые центры коллективного размещения признаны неподлежащими восстановлению, власти до сих пор не предоставили проживающим там людям альтернативного жилья и не назначили дату переселения.

Большинство вынужденных переселенцев, которые не смогли вернуться на места прежнего проживания после войны 2008 года, получили жильё в недавно возведённых поселениях. Скорость, с которой возвели 36 новых поселений по окончании боевых действий для того, чтобы успеть расселить вынужденных переселенцев до начала зимы, можно считать большим успехом, однако не все проблемы решены. До сих пор не ясно, чем руководствовались и какими критериями пользовались власти при выборе мест будущего строительства, например, учитывалась ли инфраструктура, геологические условия, в том числе угроза наводнений, наличие земельных участков и возможность трудоустройства. Жилищные условия в поселениях существенно разнятся: в некоторых предусматривается подвод коммуникаций и водопровода к жилым домам, в то время как в других умывальники и деревянные туалеты находятся на улице. По мнению жителей, одну из самых больших трудностей представляет нехватка рабочих мест, вследствие чего население во многом зависит от гуманитарной помощи и пособий.

На сегодняшний день при решении жилищной проблемы не учитываются порядка 130 000 вынужденных переселенцев, проживающих в частном или съёмном жилье. Эти люди, покинувшие свои дома, в основном, в ходе вооружённых конфликтов 1990-х годов, оказались в подвешенном состоянии, ожидая реализации следующего этапа правительственного плана. При этом ни само правительство, ни НПО не знают их точного числа и не имеют полного представления об условиях их проживания. Кроме того, организации, помогающие переселенцам, разделяют опасения в том, что гуманитарных средств может не хватить для удовлетворения потребностей этой группы населения.

Уязвимые слои населения, в том числе пожилые, дети, инвалиды, лица с хроническими заболеваниями и тяжёлыми травмами, насколько известно, не могут рассчитывать на льготы со стороны властей при получении жилья в долгосрочной перспективе.

Трудоустройство

«Мне не нужны пособия или подачки; я всего лишь хочу работать и зарабатывать на жизнь. Дома мы с мужем обрабатывали землю от заката до рассвета. Таким как мы очень трудно сидеть в маленькой комнатке без дела, чувствуя свою беспомощность и ненужность».

Лейла - 70-летняя женщина из центра коллективного размещения в Гори.

Жилищные условия и, в частности, расположение поселений и центров коллективного размещения, серьёзно влияют на возможность заработка и наличие рабочих мест. Многие центры коллективного размещения, новые поселения и другое жильё для вынужденных переселенцев находятся в районах, где не хватает рабочих мест, что осложняет поиски работы и мешает добиваться финансовой самодостаточности. Нехватка рабочих мест нередко приводит к экономической миграции и разделению семей, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на профессиональных навыках, замыкая порочный круг зависимости от государства. Многие из тех, кто не может найти работу, впадают в депрессию и пассивность.

Высокий уровень безработицы остаётся из самых острых проблем вынужденных переселенцев. К сожалению, на сегодняшний день программы помощи им в трудоустройстве находятся в зачаточном состоянии. Они не распространяются на всю страну и все категории граждан. Как правило, им не хватает устойчивости в силу отсутствия закрепляющих мер. Поскольку курсы переподготовки не предусматривают последующего трудоустройства, многие переселенцы не видят в них никакого смысла. План действий не предусматривает чётких критериев и контрольных показателей, по которым можно было бы оценивать и регулярно проверять результаты программ трудоустройства вынужденных переселенцев.

Социальное обеспечение

«После школы я хожу вместе с отцом собирать металлолом с целью его продажи. Много не заработаешь, но это хоть какая-то помощь. Поддержка ВПЛ, на которую мы можем рассчитывать, ограничивается покупкой школьных учебников, а нам нужно ещё что-то есть».

Леван - 14-летний подросток, который живёт с отцом в центре коллективного размещения в Зугдиди.

Ни качество жизни, ни перспективы долгосрочного решения проблем вынужденных переселенцев фактически не улучшились с 1990-х годов. Из-за отсутствия надлежащей помощи и внимания властей Грузии к проблемам перемещённых лиц, они оказались в состоянии «полной неопределённости»: с одной стороны, от голода не умрёшь, а с другой -этой поддержки недостаточно, чтобы вновь почувствовать себя человеком и вернуться к полноценной жизни.

Переселенцы по-прежнему составляют несоразмерно большую часть из 11,3% населения, живущего за чертой бедности. Несмотря на то, что государственные пособия служат главным источником дохода для многих из них, этих средств не хватает на то, чтобы удовлетворить даже минимальные потребности нуждающихся. Размер пособий для вынужденных переселенцев, равно как и другие виды социальной помощи не соответствуют прожиточному минимуму, установленному правительством Грузии, и, значит, не могут обеспечить перемещённым лицам, в особенности наиболее уязвимым слоям, минимально-достаточный уровень жизни.

Здравоохранение

«Мой муж умер, и я осталась одна с двумя детьми. Пару месяцев назад мою бабушку (после инсулинового шока) частично парализовало, и она больше не может ходить. Я забрала её к нам, потому что больше о ней некому заботиться, а оставить её в больнице мы не могли. Ещё недавно у нас была медицинская страховка за счёт государства, но в этом году её отменили. Нам сказали, что мы больше не имеем права на эту страховку, потому что у нас есть телевизор».

Теа, мать-одиночка, живущая в центре временного размещения в Тбилиси

Недостаток информации и отсутствие денег для оплаты медицинских услуг - вот главные препятствия, мешающие вынужденным переселенцам пользоваться медицинской помощью. Эти преграды либо оставляют вынужденных переселенцев без какой-либо помощи, либо приводят к тому, что такие семьи впадают в ещё большую нищету. Стеснённость в средствах, недостаток информации и страх перед непосильными расходами также лишают их желания обращаться за медицинской помощью, пока не станет совсем плохо. Даже те болезни, которые можно предотвратить, редко выявляются своевременно и получают надлежащее лечение, что приводит к серьёзным последствиям для здоровья вынужденных переселенцев.

Нищета, равно как и отсутствие дохода вкупе с плохими жилищными условиями, отрицательно сказываются на здоровье вынужденных переселенцев. Здоровье людей страдает от различных негативных факторов и со временем ухудшается. Переселение и потрясение, связанное с бегством, приводят к различным психическим расстройствам. Отсутствие нормальных жилищных условий и недостаток питания, что типично для вынужденных переселенцев, также повышают их восприимчивость к болезням, таким как туберкулёз, дифтерия и анемия.

Финансируемая правительством государственная программа страхования, предусматривающая льготы для некоторых вынужденных переселенцев из числа социально уязвимых лиц, в какой-то степени смогла сделать здравоохранение более доступным для самых бедных, но она неспособна полностью решить проблему недоступности врачебной помощи. Она носит ограниченный характер - как по условиям оказания услуг и предоставления льгот, так и по числу лиц, которые вправе пользоваться этой программой. Кроме того, вследствие наложенных ограничений, ряд самых бедных переселенцев, страдающих тяжёлыми заболеваниями, не получают медицинской страховки за счёт государства.

Оседание на местах

«Почти 20 лет назад, когда нам пришлось бросить свои дома в Цхинвали и бежать оттуда, правительство обещало, что мы вернёмся через шесть месяцев. С тех пор мы так и ждём, и даже спустя столько лет мы не знаем, какой будет наша судьба. Мы хотим вернуться, но мы также хотим прожить остаток своей жизни в достойных условиях».

Пожилая пара из центра временного размещения в Тбилиси

До 2007 года политика правительства была направлена на возвращение вынужденных переселенцев в прежние места проживания. Это не способствовало нахождению долгосрочных решений и врастанию вынужденных переселенцев в те общины, где они оказались.

Оседание на месте позволяет людям жить нормальной жизнью до тех пор, пока ситуация не изменится и у них не появится возможность добровольно и безопасно вернуться туда, где они когда-то жили. В то же время, люди, которые уже много лет ведут жизнь вынужденных переселенцев, страдают от социальной изоляции и имеют дурную славу в обществе из-за своей зависимости от скудной поддержки правительства, нуждаются не только в жилье, но и в других мерах, которые улучшат их положение. Это касается и тех, кто стали вынужденными переселенцами после войны в августе 2008 года, особенно тех из них, кто живёт в сельской местности в недавно построенных поселениях. Для того, чтобы эти искусственно созданные поселения превратились в устойчиво развивающиеся общины, правительство должно создать надлежащие условия - обеспечить вынужденным переселенцам рабочие места или возможности получения дохода, создать доступную социальную инфраструктуру и важнейшие службы, такие как школы, детские сады, аптеки и медицинские учреждения.

Информация и участие

«Приходят представители министерства и рассказывают нам о том, каким образом, по их представлениям, следует проводить ремонт. Они говорят, что мы может приватизировать занимаемую жилплощадь, но у многих семей эту жилплощадь значительно урезают или сокращают - как утверждается, в целях ремонта здания в целом. На самом деле нам не предлагают никакой альтернативы, не спрашивают нас о наших нуждах и не дают никакой информации о наших правах. По сути, мы можем лишь согласиться или отказаться, а наше мнение не имеет значения».

Женщина из центра временного размещения вынужденных переселенцев в Кутаиси

Подавляющее большинство вынужденных переселенцев, с которыми беседовала Amnesty International, не владеют даже базовыми знаниями о своих правах, доступных им вариантах и правовых гарантиях. Они мало знают о том, на какие услуги они могут претендовать в рамках новой комплексной модели государственного медицинского страхования, а большинство не имеет представления о сроках, порядке и стандартах, относящихся к ремонту их жилья, равно как и об альтернативах его приватизации. Многие вынужденные переселенцы также жаловались на недостаток информации об имеющихся возможностях трудоустройства.

Этот недостаток информации и осведомлённости о собственных правах не только ставит под угрозу и задерживает осуществление государственных программ для вынужденных переселенцев, но и усугубляет их изоляцию и усиливает их зависимость от государства. Без обладания полными знаниями о своих правах, законных возможностях и вариантах вынужденным переселенцам будет ещё труднее интегрироваться в грузинское общество. Отсутствие консультаций и диалога при разработке и осуществлении долгосрочных решений также означает, что у вынужденных переселенцев в Грузии очень мало способов повлиять на процессы принятия решений, которые непосредственно затрагивают их доступ к экономическим и социальным правам.

Рекомендации

Amnesty International призывает власти Грузии:

Принять меры к поступательной реализации человеческих прав вынужденных переселенцев. В частности:

  • Выделить максимум имеющихся ресурсов на то, чтобы пошагово добиться реализации экономических, социальных и культурных прав в полном объёме.
  • Собирать разрозненные данные с целью отслеживать то, как именно осуществляются права вынужденных переселенцев посредством проведения регулярных и всесторонних опросов.

Принять меры к тому, чтобы долгосрочные жилищные решения соответствовали критериям достаточного жилья и распространялись на всех нуждающихся вынужденных переселенцев:

  • В приоритетном порядке помогать тем, кто наиболее остро нуждается в помощи, а также группам, находящимся в наименее выгодном положении, при распределении долгосрочных решений жилищных проблем и распространении планов таких решений на всех вынужденных переселенцев, в том числе тех, кто живёт в частном жилье или арендует его.
  • Проследить за тем, чтобы жильё, предоставляемое вынужденным переселенцам в центрах временного размещения и в новых местах расселения, соответствовало критериям жилищной пригодности, а также условиям наличия воды, санитарных условий и другой базовой инфраструктуры, и располагалось в подходящем месте.

Принять действенные меры по решению проблем, препятствующих трудоустройству, в частности:

  • Разработать всестороннюю программу и политику, направленную на решение проблем трудоустройства, особенно среди вынужденных переселенцев и наиболее ущемлённых групп, и выработать подробный план их реализации.
  • Предоставлять информацию о возможностях трудоустройства и способствовать доступности рабочих мест для вынужденных переселенцев.

Принять эффективные меры по решению проблем, препятствующих доступу к медицинской помощи, в частности:

  • Обеспечить доступность и качество медицинских учреждений, товаров и услуг.
  • Предоставлять информацию о схемах обращения за медицинской помощью всем вынужденным переселенцам и содействовать доступности для них этих схем.

Принять эффективные меры по обеспечению социальной защищённости вынужденных переселенцев, в частности:

  • Упорядочить государственные льготы и пособия для всех вынужденных переселенцев, чтобы группы вынужденных переселенцев, находящиеся в схожих условиях, не сталкивались с разным обращением. Проследить за тем, чтобы все оценки основывались на ясно определённых критериях, не допускающих исключения групп, которые нуждаются в помощи.
  • Пересмотреть критерии оценки семей, претендующих на участие в программах целевой социальной помощи. Принять меры к тому, чтобы формулировка и применение этих критериев обеспечивали доступность таких льгот для всех, кто в них нуждается.

Сделать всё необходимое для того, чтобы все вынужденные переселенцы действительно участвовали в принятии решений, от которых зависит осуществление их прав. Такие меры должны включать в себя:

  • Создание механизмов консультаций с вынужденными переселенцами по вопросам разработки и реализации государственной стратегии и плана мероприятий, а также по решениям, относящимся, в частности, к возвращению, оседанию на местах и долгосрочным решениям жилищных проблем.
  • Предоставлению вынужденным переселенцам полной и современной информации о долгосрочных решениях, программах содействия как возвращению, так и интеграции в местах пребывания или переселению/переезду в другую часть страны, информации об оформлении документов, социальной помощи, защите, получении дохода и профессиональном обучении.

Amnesty International призывает международное сообщество:

  • Продолжать международное сотрудничество и оказание помощи Грузии, в частности, в реализации минимального необходимого уровня экономических, социальных и культурных прав всех лиц.
  • Продолжать мониторинг и способствовать созданию условий осуществления прав на свободу слова, собраний, объединений и участие, чтобы обеспечить всестороннее и прозрачное обсуждение политики в отношении вынужденных переселенцев.

См. также:

#беженцы и вынужденные переселенцы #Грузия #Южная Осетия #Восточная Европа