По словам представителей Пентагона, 102 из 166 заключённых, находящихся на военно-морской базе США в Гуантанамо-Бей на Кубе, объявили голодовку, причём 30 из них сейчас кормят принудительно - через зонд. В последние дни администрация США пообещала «приложить новые усилия» к закрытию этой тюрьмы.
Из-за голодовки озабоченность состоянием здоровья узников Гуантанамо ещё более обострилась, учитывая все те пытки и жестокое обращение, а также последствия насильственного исчезновения и иных нарушений прав человека, с которыми они могли столкнуться за долгие годы бессрочного заключения. Акция протеста наглядно показала, что заключённым, находящимся на военной базе, срочно требуется помощь независимых медиков, которых к ним не допускают.
По официальным данным, количество голодающих возросло с 14 человек в середине марта до 45 в середине апреля. Двадцать седьмого апреля их число достигло 100, а 16 мая - 102. Сообщалось, что по состоянию на 16 мая 30 человек кормят через зонд. Когда медики принудительно кормят психически полноценного человека, объявившего голодовку, это противоречит медицинской этике и нарушает право узника на свободу самовыражения. Тринадцатого апреля всех голодающих перевели в одиночные камеры. Прозвучали опасения, что тюремная администрация таким образом пытается наказать участников акции. Принудительное кормление представляет собой жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение, а иногда и пытку, если оно заведомо проводится таким образом, чтобы причинять излишнюю боль и страдания.
По словам узников, начавшуюся в феврале голодовку спровоцировали глубоко унизительные обыски камер. Военные назвали их заявления необоснованными. Независимо от того, кто из них прав, акция протеста происходит на фоне непрекращающегося бессрочного заключения. Подавляющему большинству из 166 заключённых лагеря даже не предъявлены обвинения. Среди них - десятки людей, перевод которых из Гуантанамо давно одобрен властями США. Многих из голодающих удерживают под стражей без суда и следствия с 2002 года.
Тридцатого апреля президент Барак Обама прервал молчание, которым он обходил вопрос Гуантанамо, и снова высказался в пользу закрытия тюрьмы. Это произошло спустя более четырёх лет после того, как он пообещал, что его администрация закроет лагерь к 22 января 2010 года. Тринадцатого мая генеральный прокурор Эрик Холдер заявил, что «мы собираемся приложить новые усилия к закрытию Гуантанамо», и что администрация «подыскивает кандидатов», на которых можно было бы возложить такую миссию. В феврале прекратило работу управление специального представителя по вопросу о закрытии Гуантанамо-Бей.
Пожалуйста, немедленно напишите властям США на английском или русском языке:
попросите приложить такие усилия как можно скорее и сделать эту задачу приоритетной; потребуйте, чтобы при её решении администрация и Конгресс в полной мере соблюдали международные обязательства США в сфере прав человека;
потребуйте положить конец бессрочному заключению без предъявления обвинений: задержанным следует либо предъявить обвинения и без дальнейших проволочек судить их справедливым обычным (невоенным) судом, либо немедленно отпустить на свободу;
потребуйте прекратить принудительное кормление всех психически полноценных узников, объявивших голодовку;
потребуйте, чтобы к задержанным немедленно начали на регулярной основе допускать независимых врачей.
Дополнительные сведения
Один из объявивших голодовку узников Гуантанамо, афганец Обайдулла, без суда находится под стражей армии США с 21 июля 2002 года, когда его арестовали во время ночного обыска у него дома в Афганистане. За прошедшие с тех пор почти 11 лет ни один независимый уголовный суд не рассматривал его дело, чтобы удостовериться в справедливости выдвинутых против него обвинений. Его дочери, родившейся за два дня до его ареста, уже исполнилось 10 лет. Сам Обайдулл был примерно 19 лет от роду, когда его взяли под стражу американские военные, а теперь ему уже около 30. В конце марта 2013 года он сказал своему адвокату: «Я теряю последнюю надежду: я сижу в Гуантанамо уже почти 11 лет и до сих пор не знаю, что со мной будет». По его словам, раньше он не участвовал в голодовках, но после совершенно бесчеловечных, с его точки зрения, обысков камер в начале февраля 2013 года он почувствовал, что пришло время действовать. В конце апреля Обайдулла передал следующее сообщение через своих адвокатов: «После обыска, состоявшегося 13 апреля, когда надзиратели отправили всех голодающих в одиночные камеры, у него две недели не было ни зубной щётки, ни пасты, ни кусачек для ногтей, ни мыла». Душ и прогулки часто предлагаются среди ночи, заставляя выбирать между ними и сном. Надзиратели специально сильно шумят, чтобы не давать заключённым нормально высыпаться. Если он говорит правду, то, по всей видимости, его наказывают за участие в акции протеста.
Ещё один узник, объявивший голодовку, - гражданин Йемена Муссааб Аль-Мазвани. Три года назад федеральный судья признал «заслуживающим доверия» подробный рассказ о его тайном задержании и о том, как задержавшие его американцы пытали и жестоко обращались с ним до отправки в Гуантанамо. В показаниях, которые в марте 2013 года дал под присягой Муссааб Аль-Мазвани, говорится: «Пока я сижу в тюрьме в Гуантанамо-Бей, умерли оба моих родителя. Они ждали, что я вернусь домой, но так и не дождались. Боюсь, что к тому времени как я выйду из тюрьмы, вообще никого из моих родственников не останется в живых. И я, и другие заключённые утратили всякую надежду. Мы находимся в бессрочном заключении, нам не предъявлено никаких уголовных обвинений… У меня нет оснований полагать, что я когда-нибудь выйду отсюда живым».
Среди тех, кого кормят через зонд, - гражданин Кувейта Файиз аль-Кандари. Его удерживают в Гуантанамо без суда с мая 2002 года, когда его перебросили сюда из Афганистана. Другого узника, которого кормят через зонд - гражданина Йемена Усмана Абдул-Рахима Мохаммеда Усмана - в октябре 2001 года схватили власти Пакистана, передали в руки американцев, после чего 16 января 2002 года его доставили в Гуантанамо. С тех пор его удерживают там без суда и следствия. В 2010 году федеральный судья назвал его задержание незаконным, однако правительство опротестовало это решение, и Апелляционный суд его отменил.
В апреле СМИ опубликовали рассказ другого йеменца Самира Наджи аль-Хасана Мокбеля о том, как его принудительно кормят: «Никогда не забуду, как мне в первый раз вставляли зонд через нос. Боль при таком принудительном кормлении не описать словами. Когда его всунули, я чувствовал, что меня вот-вот вырвет. У меня были рвотные позывы, но рвоты не получалось. У меня страшно болели грудь, горло и желудок. Никогда раньше я не испытывал такой боли. Я никому не пожелаю столь жестокого наказания. Меня продолжают принудительно кормить. Дважды в день меня привязывают к стулу в камере, фиксируют ремнями руки, ноги и голову. Я никогда не знаю, когда ко мне придут. Иногда они приходят ночью, даже в 11 часов, когда я уже сплю…«
В Мальтийской декларации об отношении врачей к лицам, объявившим голодовку, которую приняла Всемирная медицинская ассоциация, говорится: «Принудительное кормление ни при каких обстоятельствах не приемлемо с этической точки зрения. Даже если это делается с благой целью, кормление с угрозами, принуждением, применением силы или физических ограничений представляет собой одну из форм бесчеловечного и унижающего достоинство обращения. В равной мере неприемлемо принудительное кормление одних заключённых, чтобы запугать или принудить к прекращению голодовки других её участников».
Последние комментарии представителей администрации США дают основания для осторожного оптимизма касательно того, что определится судьба хотя бы некоторых из задержанных. Однако властям США следует решать проблему закрытия Гуантанамо на основе нормативно-правовой базы в области прав человека и руководствоваться ею, а не национальными интересами, базирующимися на односторонних и порочных «законах и обычаях войны». До тех пор пока США не изменят своё отношение и не начнут выполнять международные обязательства в сфере прав человека, скорее всего, часть задержанных по-прежнему ожидают несправедливые суды в военных комиссиях, а других - бессрочное заключение, даже если Гуантанамо закроют.
За последние недели с призывом урегулировать ситуацию с лагерем к правительству США среди прочих обращались: Верховный комиссар ООН по правам человека, Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям, три специальных докладчика ООН (по вопросам о пытках и жестоком обращении, здоровье, а также о борьбе с терроризмом и правах человека) и Межамериканская комиссия по правам человека (подробнее см. в материале http://www.amnesty.org/en/library/info/AMR51/022/2013/en, на англ. яз.).
Имя: все узники, которых удерживают на военно-морской базе США в Гуантанамо-Бей (Куба), включая голодающих
Пол: все мужчины
АСП: 129/13 Индекс: AMR 51/029/2013 Дата публикации: 23 мая 2013 года
Вы можете изменить мир к лучшему, став нашим сторонником.
Twitter Facebook VKontakte