Олег Козырев: Интернет - это среда, в которой появляются здравые идеи

Поскольку печатные СМИ стали закрывать двери для инакомыслящих, интернет оказался незаменимой площадкой для независимых голосов в России. Вероятно, именно поэтому в последние годы государство расширяет свои возможности ограничивать информацию в интернете. Известный российский медиа-эксперт и блогер Олег Козырев рассказал Amnesty International о том, каким образом российские власти нарушают свободу интернета.

Какие законы в РФ ограничивают свободу интернета? Существуют ли аналоги таких законов в других странах?

  • Законов в последнее время вышло так много, что вряд ли решусь все их вспомнить. Легче вспомнить, что эти законы сделали возможным. Закон об экстремизме и о клевете позволил сажать и преследовать блогеров и журналистов за критику чиновников, силовиков. Законы о блокировке сайтов позволили блокировать блоги и независимые СМИ. Законы об оперативной деятельности позволили следить за пользователями сети, прослушивать их телефоны, устроить тотальный мониторинг электронной почты, переписки граждан. Давление на Интернет есть во многих странах. В США действует практика вторжения в частную жизнь граждан (о чем весьма убедительно рассказал Сноуден). В Иране блогеров задерживают и расстреливают. В Китае построили целую стену цензуры. В общем, миру еще предстоит доиться хотя бы базовой свободы пользователей в сети.

Почему сайты «Граней» и «Ежедневного журнала» были включены в черный список Роскомнадзора? Почему это событие важно для Рунета, учитывая сравнительно небольшую аудиторию этих ресурсов?

  • Эти СМИ наказаны за объективность, за то, что представляли новостную картину дня, за то, что неподцензурны и независимы. Равно власти были раздражены тем, что они не боялись анонсировать оппозиционные акции. Важно еще понимать, что на этих ресурсах была сконцентрирована независимая публицистика, которой места в электронных СМИ теперь не осталось.

По закону, блогеры должны регистрироваться при наличии у них аудитории, превышающей 3 тыс человек. Распространяется ли этот закон на Вас? Если да, то будете ли вы регистрироваться в Роскомнадзоре?

  • Я не понимаю, что значит 3000 человек в представлении Роскомнадзора. У меня нет инструментов, способных различить, сколько среди моих подписчиков ботов, а сколько живых людей. При желании Роскомнадзора меня можно включить даже в реестр жирафов, если например Роскомнадзор захочет считать жирафами всех, кто выглядит не как жираф. Это вовсе не обязывает меня бежать в очередь желающих в жирафы записаться.

Каковы перспективы Рунета? По Вашему мнению, пойдут ли российские власти на те ограничения, которые существуют в Китае?

  • В России нет таких ограничений, как в Китае. Наши ограничения хуже. По той простой причине, что интернет в Китае развивается, даже в их жестких условиях, а в России последними шагами пытаются убить развитый сектор IT. В Китае никому в голову не придет убивать успешные китайские IT-компании. Государство там не отнимает у владельцев социальные сети и не выживает китайских цукербергов из местных аналогов Контакта. Там никому не приходит в голову назвать лучшие свои компании проектами ЦРУ, тогда как наши руководители с легкостью так отзываются о Яндексе. Российские власти режут самую успешную отрасль нашей несырьевой экономики. Ничего подобного вы в Китае не увидите.

Роскомнадзор требует от Twitter и Facebook открыть представительства в РФ. С чем это связано?

  • Силовики хотят читать всю переписку граждан. По крайней мере хотят иметь возможность быстро прочитать все, что писал заинтересовавший их человек. Социальные сети вполне осознанно этому сопротивляются, т.к. очевидно люди не будут пользоваться сервисами, которые читает непойми кто и уйдут тогда на сервисы, которые никто из силовиков не читает - такие возможности пока еще есть.

Что происходит с российской соцсетью ВК? Находится ли она под контролем властей?

  • Хочу напомнить, что некоторое время назад под контроль лояльного властям бизнеса перешла блог-платформа «Живой журнал». Чуть позже контроль в виде золотой акции появился и над Яндексом. Теперь пришла очередь сети вКонтакте. Главное, что беспокоит власти - возможность организации массовых акций через соцсети. Группы таких акций и их анонсы теперь будут блокироваться оперативнее.

В Турции во время массовых протестов отключили Twitter. Возможно ли такое в РФ?

  • Такое возможно и уже не раз бывало во время массовых акций, когда были перебои с работой ЖЖ, например, в тот период, когда именно ЖЖ был главной площадкой для независимого мнения.

Почему соцсети воспринимаются властями некоторых стран в качестве опасности?

  • Соцсети сложно цензурить. СМИ можно захватить и контролировать цензурой, а вот передачу информации от человека к человеку контролировать практически невозможно. Авторитарные и тоталитарные режимы боятся любой оппозиции, боятся, что люди узнают правду о том, что происходит.

К сожалению, тенденции к контролю над интернетом есть и в свободных странах. Местным силовикам тоже не нравится, когда общественность узнает о том, как проводятся военные операции в зарубежье, как обращаются с пленными и прессой, ставшей свидетелями преступления.

Соцсети - последний адвокат в ситуации, когда государство нарушает закон в отношении гражданина.

  • Вопрос о слежке за пользователями интернета. Возможно ли в России появление агентства, схожего по функциям с американским АНБ?

ФСБ давным-давно занимается почти тем же, что и АНБ. Все возможности для этого есть. Система СОРМ была установлена уже довольно давно, она мониторит всю мобильную связь. Всю переписку. Просто пока в России нет своего Сноудена.

В завершении хочу вот что сказать. Интернет - не только угроза для диктаторских режимов, но и их последний адвокат. В ситуации стихийных выступлений из-за каких-либо катаклизмов, экономических или социальных взрывов, только интернет мог бы помочь направить протесты в мирный формат, только он позволил бы лидерам оппозиции докричаться до всех возмущенных и направить перемены в цивилизованное русло. Уничтожая интернет, авторитарные режимы могут уничтожить тот спасательный круг, который мог бы в буквальном смысле сохранить жизнь посреди стихии недовольства. Интернет - это среда, в которой появляются здравые идеи. Нужно эту среду беречь.

#блог #интернет #Россия