Восточная Украина: обе стороны несут ответственность за неизбирательные обстрелы

Гибель школьника и восемнадцатилетнего юноши во время артобстрела в среду в Донецке, на востоке Украины, выдвигает на первый план проблему с неизбирательными обстрелами, которые могут быть равносильны военным преступлениям, заявила в четверг, 6 ноября, Amnesty International. «Украинские правительственные войска и отряды сепаратистов должны немедленно прекратить неизбирательные обстрелы, поскольку они нарушают законы ведения войны», - подчеркнул Джон Дальхизен, директор программ Amnesty International в Европе и Центральной Азии. «Предсказуемым результатом таких обстрелов является то, что мирные жители продолжают гибнуть, а этому не может быть никаких оправданий, и виновные с обеих сторон должны быть привлечены к ответственности».

Женщина на развалинах своего дома неподалеку от аэропорта Донецка © DOMINIQUE FAGET/AFP/Getty Images

Во время исследовательской миссии в конце сентября и начале октября Amnesty International зафиксировала более 20 недавних случаев гибели мирных жителей в результате артиллерийских и ракетных обстрелов в городах на востоке Украины: в Донецке, Авдеевке и Дебальцево. Большая часть этих случаев, произошедших в жилых районах, представляется результатом неизбирательных обстрелов, так как те, кто ведёт огонь, использовали оружие, которое не может быть наведено на цель с надлежащей точностью, чтобы поражать только военные цели, а не гражданские объекты. Подавляющее большинство таких смертей было зафиксировано на территории Донецка, контролирующегося сепаратистами, и скорее всего были следствием действий украинских правительственных войск, но сепаратисты, судя по всему, тоже несут ответственность за несколько смертей в Авдеевке и Дебальцево, районах контролируемых правительством. Исследование, проведённое организацией, даёт веские основания полагать, что силы сепаратистов вели огонь из этих микрорайонов, а украинские правительственные войска стреляли по ним.

По крайней мере в одном случае правительственные войска разместили артиллерийскую позицию в жилом районе. «Обе стороны конфликта несут ответственность за повторяющиеся неизбирательные обстрелы жилых кварталов. Они убивали и ранили мирных жителей, разрушали их дома и, кажется, что ни одна из сторон конфликта не предпринимает серьёзных усилий, чтобы прекратить эти нарушения», - отметил Джон Дальхизен. Международное гуманитарное право, а именно законы войны, запрещают обстрелы, целью которых являются мирные жители и гражданские объекты, а также обстрелы жилых районов, когда невозможно нанести удар по конкретной военной цели. Обе стороны конфликта нарушали этот запрет, применяя неуправляемые мины и ракеты, которыми нельзя вести сколько-нибудь прицельный огонь в густонаселённых жилых районах. Помимо этого, размещая войска, вооружения и другие военные цели в жилых районах, украинское правительство и войска сепаратистов не предпринимали всех возможных мер предосторожности для защиты мирного населения, подвергая опасности мирных жителей и тем самым нарушая законы войны. Дополнительные сведения Несмотря на объявленное прекращение огня, во всех городах, которые посетила Аmnesty International, продолжалось противостояние между украинскими войсками и сепаратистами. В Донецке, самом крупном городе, контролирующемся сепаратистами на востоке Украины, продолжаются бои как внутри, так и вокруг международного аэропорта, который обе стороны уже объявляли до этого взятым по контроль. Этот аэропорт является стратегически важным объектом, так как имеет самую большую посадочную полосу в регионе. Авдеевка в 10 километрах от Донецка удерживается прокиевскими силами и является частью маршрута снабжения для Донецкого аэропорта. Дебальцево, ещё один опорный пункт прокиевских сил, - это региональный транспортный узел, стратегически расположенный на развязке основных трасс и железных дорог между Украиной и Россией.

Ниже приводятся краткие описания некоторых случаев гибели мирных жителей, зафиксированных Amnesty International в этих трёх городах.

Донецк

Пятнадцатого сентября 2014 года в 17:45 район вокруг популярной авторемонтной мастерской на улице Куйбышева был обстрелян из миномёта. Это был первый обстрел в тот день. Дмитрий Ситников, 19 лет, и два человека, известные как Фил, 31 год, и Сергей, 24 года, сидели перед мастерской, когда начался обстрел. Все трое сразу погибли. Запись с камер видеонаблюдения можно посмотреть в интернете. Восемнадцатого сентября 2014 года около 21:45 в дом 22 по улице Руставели попал снаряд или ракета и убил Владимира Лыкова, 64 года. Улица находится в жилом микрорайоне Куйбышевского района, недалеко от Донецкого аэропорта. Лыков погиб, когда сидел на кухне и смотрел телевизор.

Двадцать восьмого сентября около 11:30 минометная мина убила Наталью Лысенко, 63-х лет, рядом с шахтой Трудовская, находящейся посреди жилой застройки в Петровском районе Донецка. Из-за постоянной угрозы артиллерийских обстрелов около 60 человек живут в старом бомбоубежище рядом с шахтой. Наталья Лысенко была одной из них. Она попала под обстрел, когда возвращалась в бомбоубежище, после того как ходила проверить свой дом, который находится поблизости. «Её тело было всё в крови», - сказал местный житель, представившийся как Андрей. Он помогал погрузить её в машину скорой помощи. Наталья Лысенко умерла на пути в больницу. Двадцать девятого сентября 2014 года произошло прямое попадание артиллерийской снаряда в дом 16 на улице Пугачёва, погибло три человека: Белла Тарань, 76 лет, Светлана Белых, 35 лет, и Елена Киселёва-Быйла, 52 года. Женщины, которые были родственницами, прятались в доме из-за обстрелов, продолжавшихся весь день. Супружеская пара - Любовь Белых, 22 года, и Александр Тарань, 25 лет, также были тяжело ранены. Улица Пугачёва тоже находится в Куйбышевском районе, недалеко от Донецкого аэропорта. Исследователи Amnesty International были свидетелями того, что сепаратисты использовали жилые кварталы Донецка в качестве огневых позиций для обстрелов прокиевских подразделений, обороняющих Донецкий аэропорт, что указывает на то, что сепаратисты разделяют ответственность за гибель и ранения мирных жителей в Донецке.

В Куйбышевском районе 27 сентября 2014 года исследователи Amnesty International видели артиллерийское орудие, которое было установлено на краю жилой улицы менее чем в пяти метрах от дома. Тот же тип артиллерийского орудия позже попал на видео, снятое сепаратистами, где видно что оно неоднократно стреляет в сторону аэропорта. На этом видео видно, что орудие установлено на узкой дороге, по обеим сторонам которой стоят жилые дома, но это не то место, где видели его исследователи Amnesty International. В определённый момент можно увидеть, что рядом с ним лежит как минимум 13 гильз от снарядов. Amnesty International также была свидетелем того, как мост на Киевском проспекте, ведущий к Донецкому аэропорту, 30 сентября 2014 года использовался сепаратистами в качестве военного объекта.

Исследователи видели как минимум одно артиллерийское орудие под мостом и слышали неоднократные выстрелы из него. Менее чем в километре оттуда есть школа и жилые здания, повреждённые во время обстрелов, которые привели к гибели как минимум одного мирного жителя. Местные жители рассказали Amnesty International, что сепаратисты используют мобильные пусковые ракетные установки для ведения огня из жилых кварталов. Они делают залп и потом быстро перевозят установку в другое место.

Авдеевка

Артиллерийский снаряд или ракета, которая попала в городскую больницу Авдеевки в 19:00 3 сентября 2014 года, убила одну женщину и тяжело ранила другую. Больница, расположенная на краю города рядом с Донецким аэропортом, получила тяжелые повреждения - на уровне третьего этажа здания зияет огромная дыра. Таисия Юрченко, 66 лет, которая попала туда после обстрела в тот же день, была убита осколком. Младшая медсестра, которая представилась как Вера Ивановна, 65 лет, мыла полы в коридоре, когда начался обстрел. В этот момент её позвала дочь одной из пациенток-колясочников, которой нужна была помощь в перемещении её матери. Как только Вера Ивановна пошла туда, снаряд или ракета попала в больницу, и её ранило многочисленными осколками. Она получила ранения левого бедра, правой голени, живота и левой руки и ей оторвало кончик большого пальца левой руки. «Я подползла к двери», - рассказала Вера Ивановна Amnesty International, - «Они отнесли меня в операционную и оперировали без света. Врачи работали очень быстро и мне очень повезло. У меня до сих пор в животе остался осколок».

Дебальцево

Ракета или снаряд взорвался на Ленинградской улице в центре Дебальцево, контролируемого прокиевскими силами, в 20:30 3 сентября 2014 года. Обстрел начался неожиданно и Максим Позняков, 27 лет, был смертельно ранен осколком прямо перед своим домом. Когда начался обстрел, он вместе с женой Светланой Куликовой побежали в дом, но не успели, и Светлана Куликова была ранена осколком в ногу. «Я слышал, как Максим кричит «Беги, беги!», и потом это произошло», - сказал сосед, который представился Владимиром Николаевичем, и которого осколок ранил в руку. Заводской посёлок, окраина Дебальцево, был обстрелян ракетами около 17:15 22 сентября 2014 года.

Женщина, которую местные жители знали как Анну Викторовну, 64 лет, попала под обстрел, когда возвращалась домой - ходила набрать воды во время перерыва в обстрелах. Когда её тело обнаружили около 18:00 в тот же день, оно было полностью деформировано. Переулок, где её нашли, известен среди местных жителей как «дорога смерти».

#новости #Украина #главное