Российская Федерация: активист обвиняется в краже

Новые сведения по АСП 128/09, индекс EUR 46/020/2009, дата публикации: 18 августа 2009 года

Российский правозащитник Алексей Соколов вновь задержан для допроса по делу о произошедшей в 2004 году краже. AI опасается, что его обвинили для того, чтобы помешать ему заниматься защитой прав человека.

31 июля Свердловский областной суд распорядился об освобождении из предварительного заключения активиста Алексея Соколова, который находился под следствием по делу о разбое, произошедшем в 2004 году. Однако вместо того, чтобы отпустить его на свободу, в милиции ему сказали, что теперь он арестован по подозрению в другом преступлении - краже, совершённой в 2004 году. На слушаниях, проходивших 4 августа, районный суд города Екатеринбурга издал постановление об избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу.

Слушания 4 августа должны были проходить в открытом режиме, однако общественность без каких-либо объяснений отказались пускать в зал заседаний, где находились только Алексей Соколов и его адвокаты. Суд не рассматривал вопрос о том, насколько обоснованы обвинения против Алексея Соколова и не принял во внимание ходатайство адвоката, заявившего, что задержание Алексея Соколова не было оформлено должным образом.

Судья согласился с мнением прокурора, что Алексей Соколов как член общественной комиссии по контролю за местами содержания под стражей мог встретиться с людьми, которые были признаны виновными в краже, совершённой в 2004 году, и оказать на них влияние. Судья постановил вернуть Алексея Соколова под стражу, несмотря на то, что его членство в общественной комиссии было приостановлено в мае 2009 года.

17 декабря 2005 года следствие по делу о краже, в причастности к которой обвиняется Алексей Соколов, было приостановлено по причине отсутствия подозреваемого. Следствие возобновилось 23 июля 2009 года - за восемь дней до повторного ареста Алексея Соколова. Прокуратура получила свидетельские показания, уличающие Алексея Соколова в краже. Однако имена свидетелей в протоколе задержания не упоминаются.

Когда Алексея Соколова арестовали по подозрению в разбойном нападении, Amnesty International стало известно от других правозащитных организаций, работающих в Свердловской области, о том, что милиционеры оказывали давление на заключённых с целью заставить их дать показания против Алексея Соколова. Он сам неоднократно выражал опасения, что сотрудники милиции могут поступить подобным образом, чтобы воспрепятствовать его правозащитной деятельности.

Amnesty International обращается к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, прокурору Свердловской области Ю. А. Пономарёву , полковнику М. Х. Бисинбаеву из УВД г. Екатеринбурга, а также уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину:

  • призывая освободить Алексея Соколова до суда;
  • требуя в кратчайшие сроки провести судебное разбирательство по делу Алексея Соколова с соблюдение норм справедливого суда;
  • призывая власти уважать законную работу правозащитников и создать все условия, чтобы они могли свободно, не опасаясь репрессий, заниматься своей законной деятельностью.

Напоминаем, что по правилам AI, российские члены в работе по своей стране не участвуют.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Алексей Соколов возглавляет организацию «Правовая основа», которая выступает против пыток и других форм жестокого обращения с людьми, находящимися в российских тюрьмах и местах содержания под стражей.

В 2006 году он распространил фильм о пытках и других формах жестокого обращения в исправительной колонии ИК-2 в Екатеринбурге. Часть территории колонии использовалась в качестве изолятора временного содержания, где людей, судя по фильму, пытали. Фильм вызвал большой общественный резонанс как в России, так и за рубежом, в результате чего изолятор временного содержания закрыли. Благодаря деятельности «Правовой основы» были начаты расследования в отношении ряда милиционеров и сотрудников колонии по обвинениям в совершении различных преступлений, включая применение пыток с целью выбить признание.

13 мая 2009 года Алексея Соколова задержали по подозрению в причастности к разбойному нападению, произошедшему в 2004 году. Следствие по делу о разбое неоднократно приостанавливалось в силу отсутствия подозреваемого. Двадцать третьего апреля 2009 года следствие вновь возобновилось: по словам представителей милиции, один из подозреваемых, уже находившийся в тюрьме за совершение другого преступления, сознался, что пошёл на разбой вместе с Алексеем Соколовым.

После взятия Алексея Соколова под стражу по обвинению в причастности к разбою, случившемуся в 2004 году, сотрудники милиции сказали ему, что, хотя они «не могут его бить, они знают, как его пытать». Как рассказал Алексей Соколов своему адвокату, при этом они говорили: «Ты думал, что можешь нас контролировать, но милицию никто контролировать не может. Вот ты и допрыгался, правозащитник».

Алексей Соколов и ранее подвергался нападкам и запугиванию. Второго августа 2006 года сотрудники милиции провели обыск в его квартире, где, по их словам, предыдущий владелец мог хранить краденые вещи. При этом они изъяли материалы по делам, которые Алексей Соколов готовил для Европейского суда по правам человека, переписку с заключёнными, копии документов, касающихся расследований по заявлениям о нарушении прав человека, а также телевизор, компьютер и детские игрушки.

10 июня 2008 года Алексея Соколова забросали яйцами во время пресс-конференции, которую он проводил вместе с правозащитниками Львом Пономарёвым и Людмилой Алексеевой. Пресс-конференция была посвящена смерти заключённых в исправительной колонии 31 мая. В январе 2009 года в связи с этим делом нескольких сотрудников службы исполнения наказаний обвинили в превышении должностных полномочий. Жена Алексея Соколова сообщила представителям Amnesty International, что её мужу неоднократно угрожали и требовали, чтобы он прекратил свою работу.

#Анонсы #правозащитники #Россия