Amnesty International требует незамедлительно и без всяких условий освободить активистов, отстаивающих права лесбиянок, геев, бисексуалов, транссексуалов и интерсексуалов (ЛГБТИ) Николая Алексеева, Вадима Груздева и Евгения Герасимова.
Всех троих задержали в центре Москвы тридцатого мая 2015 года при попытке провести прайд, первого июня всем им назначили наказание в виде десяти суток административного ареста якобы за «неповиновение законному распоряжению сотрудников полиции». Четвёртого июня Московский городской суд отклонил апелляционные жалобы троих активистов.
Троих активистов задержали после того как они 30 мая попытались провести прайд в центре Москвы. С того момента, как в 2006 году ЛГБТИ-активисты впервые попытались провести прайд (позже эти попытки повторялись ежегодно), московские власти неизменно отказывали им в разрешении на его проведение, утверждая, что жители Москвы воспримут подобные мероприятия «болезненно». В этом году организаторы подали московским властям три заявки на проведение тридцатого мая публичного мероприятия, предлагая различные формы его проведения. Власти отклонили все три заявки, утверждая, что заранее уведомили организаторов о том, что разрешение на проведение ЛГБТИ-прайда в Москве дано не будет. Двадцать девятого мая Преображенский районный суд Москвы оставил в силе запрет на проведение предлагаемого мероприятия.
Вопреки запрету организаторы мероприятия пригласили своих сторонников собраться в центре Москвы в 13:00 тридцатого мая. Двое активистов, Николай Алексеев и Вадим Груздев, попытались проехать мимо здания мэрии Москвы на Тверской улице на квадроцикле с радужным флагом и дымовой шашкой. Их незамедлительно остановили и стащили с квадроцикла противники проведения ЛГБТИ-прайда и полицейские, которые собрались там, зная о проведении мероприятия.
Активисты, а с ними ещё двенадцать человек, были задержаны и доставлены в отдел полиции. В числе задержанных оказались известная журналистка и ЛГБТИ-активист Елена Костюченко, ещё одна женщина, которая попыталась развернуть плакат со словами «занимайтесь любовью, а не войной», другие ЛГБТИ-активисты. Среди задержанных было несколько противников проведения мероприятия, которые пытались помешать ЛГБТИ-активистам демонстрировать радужные флаги и плакаты (в том числе с применением физической силы). Как явствует из видеозаписи, с которой ознакомились представители Amnesty International, противники ЛГБТИ-прайда, помимо прочего, напали на нескольких участников прайда по пути на мероприятие и били их ногами. Не менее двух активистов получили травмы из-за применения перечного аэрозоля; один впоследствии обратился за медицинской помощью.
Всех задержанных, кроме Николая Алексеева, Вадима Груздева и ещё одного ЛГБТИ-активиста, Евгения Герасимова, освободили из-под стражи позднее в тот же день. Четырём из освобождённых ЛГБТИ-активистов предъявили обвинение в «нарушении установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» (статья 20.2, часть 5, Кодекса об административных правонарушениях), то есть в деянии, которое влечёт наложение штрафа в размере до 20 000 рублей (приблизительно 380 долларов США), а не административный арест. Ни одному из противников ЛГБТИ-прайда не были предъявлены обвинения в каком бы то ни было нарушении.
Николаю Алексееву, Вадиму Груздеву и Евгению Герасимову впоследствии предъявили обвинения и признали их виновными по статье 19.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации («неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции или другого сотрудника правоохранительных органов»). В качестве организатора несостоявшегося ЛГБТИ-прайда Николая Алексеева признали также виновным в нарушении установленного порядка организации собрания (статья 20.2, часть5, КоАП РФ).
Первого июня 2015 года Тверской районный суд Москвы назначил всем трём активистам наказание в виде десяти суток административного ареста каждому. По словам адвоката Вадима Груздева и Николая Алексеева, а также лиц, присутствовавших на судебном заседании, с которыми удалось побеседовать представителям Amnesty International, судья руководствовался исключительно письменным протоколом о задержании, в котором было указано, что сотрудники полиции потребовали от двух активистов прекратить свою деятельность, но те отказались. Судья, который рассматривал дело трёх активистов в первой инстанции, а также судьи, которые впоследствии заслушивали апелляционные жалобы, не посчитали необходимым изучить имеющуюся видеозапись задержания, отказавшись также приобщить её к материалам дела.
В соответствии с видео- и фотоматериалами с места проведения мероприятия, изученными представителями Amnesty International, тридцатого мая трое активистов мирно осуществляли своё право на свободу выражения мнений, когда были задержаны полицией. В момент задержания полицейские не сделали никакого предупреждения, а активисты не оказывали им активного сопротивления. Николай Алексеев и Вадим Груздев к тому моменту только прибыли к зданию мэрии Москвы, а Евгений Герасимов стоял на тротуаре и разговаривал с другими людьми.
Amnesty International уверена, что Николай Алексеев, Вадим Груздев и Евгений Герасимов были лишены свободы исключительно в связи с мирной попыткой воспользоваться своим правом на свободу выражения мнений и свободу мирных собраний. Их следует незамедлительно освободить без всяких условий.
В Российской Федерации власти регулярно запрещают проведение ЛГБТИ-прайдов, чаще всего обосновывая запреты якобы опасениями за безопасность участников, либо утверждениями, что население враждебно относится к проведению подобных мероприятий. После того как в июле 2013 года был принят закон, запрещающий «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений» среди несовершеннолетних, власти стали ссылаться на него при отказе ЛГБТИ-активистам в возможности провести уличные шествия.
В 2010 году в рамках дела «Николай Алексеев против России» Европейский суд по правам человека постановил, что постоянный запрет ЛГБТИ-мероприятий московскими властями нарушает права организаторов на свободу выражения мнений и свободу мирных собраний. Несмотря на решение суда власти Москвы все последующие годы продолжают отказывать в проведении мероприятий ЛГБТИ-сообщества.