«Возможность выражать мирный протест находится сегодня в России под угрозой запрета в связи с активизацией в последние месяцы действий властей по подавлению критики и любого проявления инакомыслия», - заявила Amnesty International в новом докладе, опубликованном во вторник, 3 июня.
В докладе «Право, а не преступление: нарушения права на свободу собраний в России» дан анализ законодательных и политических изменений, введенных с момента инаугурации Президента Владимира Путина на третий срок в 2012 году. Речь идет о том, что российский парламент принимает законодательные нововведения, предполагающие уголовное преследование организаторов протестных акций, повторно нарушающих жёсткие ограничительные положения о проведении публичных мероприятий.
«Жёсткая реакция властей на многочисленные демонстрации в Москве в феврале и марте показала, насколько трудно и опасно стало сегодня организовывать акции протеста и участвовать в них. Право на свободу собраний постепенно ограничивалось в России уже давно, но теперь есть опасность полностью его лишиться», - заявил Денис Кривошеев, заместитель директора региональных программ Amnesty International по Европе и Центральной Азии.
Жёсткие меры драконовского законодательства требуют:
Получение разрешения на любые публичные мероприятия, за исключением тех, которые проводятся на специально выделенных отдаленных территориях. Несоблюдение требования приводит к высоким штрафам для организаторов и участников. В случае обвинений в неповиновении законным требованиям полиции предусмотрен административный арест сроком до 15 суток.
Мероприятия, организованные представителями меньшинств, инакомыслящими и оппозиционерами, почти всегда запрещают устраивать там, где их хотели провести организаторы.
Только на проведение одиночных пикетов не требуется предварительного разрешения, но даже их в последние месяцы произвольно пресекают.
Спонтанные собрания автоматически расцениваются как незаконные и разгоняются. Для их мирных участников высока вероятность произвольного задержания с перспективой штрафа или краткосрочного административного ареста.
Доклад приводит задокументированные примеры произвольных запретов протестных мероприятий, насильственных разгонов и произвольных арестов демонстрантов, а также говорит о неспособности судов обеспечить право на свободу собраний.
После временного спада протестной активности, который последовал за подавлением протестов на Болотной площади в мае 2012 года, Amnesty International зафиксировала в Москве десять акций протеста в феврале и марте этого года. По меньшей мере семь из них были разогнаны полицией, более тысячи мирных протестующих было задержано. В результате прошедших с нарушениями судебных разбирательств сотни людей были обязаны выплатить высокие штрафы, больше десятка граждан были приговорены к различным срокам административного ареста.
Новые законы, принятые в 2012 году, также использовались для пресечения спонтанных собраний и недопущения антиправительственных протестов в людных местах.
В некоторых случаях «контр-демонстрантам» было разрешено запугивать и даже физически атаковать протестующих до того, как начинался разгон уличной акции. Силовики оставались практически полностью безнаказанными даже в случае неоднократного применения ими излишней силы.
В течение 2013 года и в начале 2014 все акции протеста, которые планировались активистами Amnesty International для проведения в людных местах в центре Москвы, были запрещены властями. В качестве альтернативных мест для проведения мероприятий предлагались места в отдаленных безлюдных скверах.
В то же время проправительственные демонстрации часто разрешают проводить там, где запретили акции инакомыслящих; зачастую проправительственные акции проводятся даже в местах, официально закрытых для таких мероприятий.
Независимая группа провела исследование интенсивности потока пешеходов в различных местах. В тех местах, где Amnesty International и иные протестующие хотели проводить свои акции, этот показатель составил от 788 до 5374 пешеходов в час. В то же время в местах, предложенных властями в качестве альтернативы для проведения протестных акций, число пешеходов в час не превысило 34.
Российские суды раз за разом оказывались неспособными обеспечить соблюдение права на свободу собраний. Решения о запрете акций протеста признаются незаконными крайне редко, и как правило, такие решения не принимаются своевременно. В результате акции всё равно не могут состояться в силу запоздалости решения.
Ограниченные процессуальные гарантии при производстве по делам об административных правонарушениях и отказ многих судей основательно изучить доводы обвинения привели в результате к тому, что сотни людей были приговорены к штрафам, а некоторые - к административным арестам в результате несправедливого судопроизводства.
«Становится всё более очевидным, что российские власти стремятся к достижению полного контроля над любым общественным пространством - и к контролю над мнениями, которые там могут высказываться и обсуждаться. Нам также всё более очевидно, что российские суды не в состоянии или не хотят этому противостоять», - заявил Денис Кривошеев.
«С запрещением публичных протестов, принуждением к закрытию критически настроенных НКО и удушением независимых средств массовой информации частные квартиры граждан остаются той единственной территорией, на которой ещё возможно проявление инакомыслия. Это вызывает тревогу в отношении будущего, и напоминает не столь отдаленное прошлое страны».