Китай: уйгур возвращают в страну, где им грозят пытки и смертная казнь

«МЕЖДУНАРОДНАЯ АМНИСТИЯ»

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Индекс МА: ASA 17/032/2004 (Для свободного распространения)

№ сообщения службы новостей: 164

7 июля 2004

Под предлогом «борьбы с терроризмом» Китай продолжает притеснять права уйгур, говорится в новом докладе «Международной Амнистии». Многие уйгуры ищут спасения в соседних государствах, однако всё чаще их принудительно возвращают в Китай, где их ждут пытки и казнь.

«Репрессии в отношении уйгур Китай называет «борьбой с терроризмом», - заявила «Международная Амнистия». - После нападения на США 11 сентября 2001 года китайское правительство под предлогом «контртеррористических мер» подавляет любые проявления политического и религиозного инакомыслия в регионе».

Как сообщается, на протяжении последних трёх лет десятки тысяч людей в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (северо-западная часть Китая) были задержаны в ходе применения «контртеррористических мер». Это число задержанных представляет яркий контраст сделанному в апреле главой региональной администрации заявлению о том, что «за последние годы не было отмечено ни одного взрыва или спланированного убийства».

В Китае по-прежнему находятся в заключении узники совести - люди, которые никогда не прибегали к насилию и не пропагандировали его. Тем самым китайское правительство наглядно демонстрирует, что репрессивная политика в этом регионе простирается намного дальше борьбы с актами насилия или «терроризмом».

Ребия Кадир (57 лет), одна из узниц совести, когда-то превозносилась китайским правительством как образцовая деловая женщина. Её включили в состав официальной делегации, участвовавшей во Всемирной конференции ООН по положению женщин, прошедшей в 1995 году. Однако в 2000 году её, мать одиннадцати детей, в ходе закрытого судебного заседания приговорили к восьми годам лишения свободы за «предоставление секретных сведений иностранным гражданам». Оказалось, что Ребия Кадир отправила своему мужу, бывшему политическому заключённому, уехавшему в США, местные газеты. Газеты находились в свободной продаже. Теперь Ребия Кадир больна хроническим гастритом и, находясь в тюрьме, вынуждена ежедневно принимать лекарства. «Международная Амнистия» приветствует оглашённое в марте решение о сокращении срока наказания на один год, однако по-прежнему призывает к немедленному и безусловному освобождению Ребии Кадир.

Китайское правительство закрыло ряд мечетей и ввело запрет на некоторые религиозные обряды и учения, ужесточая ограничение религиозных прав уйгур, большинство из которых исповедует ислам. На протяжении вот уже многих лет подозреваемые в «сепаратизме, терроризме или религиозном экстремизме» сталкиваются с жестким ограничением религиозных, культурных и социальных прав. Однако помимо этого их лишают свободы или казнят по итогам несправедливого суда, их пытают и заключают под стражу на длительный период времени без предъявления обвинения, суда и возможности общаться с адвокатом или родственниками.

«В настоящий момент притеснения столь масштабны, что пространства для свободного религиозного или культурного самовыражения уйгур фактически не остается», - заявила «Международная Амнистия».

Многие уйгуры пытаются искать убежища в соседних странах - Киргизии, Казахстане, Непале и Пакистане. Но и там они не могут рассчитывать на безопасность, поскольку китайское правительство оказывает давление на эти страны, настаивая на принудительном возвращении просителей убежища. При этом вернувшимся в Китай грозит грубое нарушение их прав, в том числе пытки, несправедливый суд и даже смертная казнь.

Недавно в Китае был казнен Шахир Али. Он был принудительно возвращен в страну из Непала, несмотря на то, что Верховный комиссар ООН по делам беженцев наделил его статусом беженца. Уйгурский активист ожидал вида на жительство, когда его арестовала иммиграционная служба Непала. Как сообщил один из свидетелей, позже Шахир Али и по крайней мере ещё один задержанный были уведены сотрудниками китайского посольства в Непале.

Во время пребывания в Непале Шахир Али рассказывал о пытках, которым он в течение восьми месяцев подвергался в тюрьме в Синьцзян-Уйгурском автономном районе в 1994 году. Он утверждал, что его избивали цепями, пытали электрическим током и загоняли гвозди под ногти на ногах с целью заставить его признаться в различных преступлениях.

Некоторое время назад в США официальным лицом было сделано заявление о том, что 22 уйгура, содержащиеся под стражей на базе Гуантанамо, не могут быть отправлены обратно в Китай, поскольку существуют опасения, что им там грозят пытки и, возможно, смертная казнь. Из достоверных источников «Международной Амнистии» стало известно о том, что во время визита китайской делегации на базу в Гуантанамо уйгуры были подвергнуты запугиванию и угрозам. Кроме того, к ним применялась стратегия изматывания, заключавшаяся в лишении сна на протяжении длительного времени. Утверждается, что некоторые из упомянутых нарушений осуществлялись по указанию представителей китайской делегации.

Краткая справка

Межэтническая напряженность в Синьцзян-Уйгурском автономном районе усугубляется нежеланием китайского правительства принять меры для решения широкомасштабной проблемы нарушения гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав уйгур. Так, из-за массового притока в регион китайцев «хань» вырос и без того высокий уровень безработицы среди уйгур. Участились сообщения о том, что ханьские компании-застройщики выселяют уйгур с принадлежащих им земель. Были запрещены и сожжены десятки тысяч уйгурских книг, а в Университете Синьцзяна был введен запрет на преподавание почти всех предметов на уйгурском языке.

Все страны, независимо от того, подписали они Конвенцию о правах беженцев или нет, обязаны соблюдать принцип «невыдачи лиц» (non-refoulement), который запрещает возвращать какое-либо лицо другому государству, если ему может угрожать там применение пыток или лишение свободы или жизни. Это - один из основных принципов международного обычного права.

#новости #Китай #пытки и жестокое обращение #смертная казнь #уйгуры #экстрадиция