В минувшем году в Иране крайне широко применялись такие жестокие и бесчеловечные виды наказания, как бичевание, отсечение частей тела и ослепление. Самое широкое распространение получило избиение плетьми – в Иране ему регулярно подвергаются сотни человек, подчас публично.
Последний случай избиения плетьми, зафиксированный Amnesty International – наказание журналиста Наджафа Абада (провинция Исфахан). Пятого января в отношении него был исполнен приговор – 40 ударов плетьми. Суд признал его виновным в ошибке в числе мотоциклов, конфискованных городской полицией.
«Столь широкое применение властями телесных наказаний, в том числе бичевания, отсечения частей тела и ослепления, в 2016 году свидетельствует о бесчеловечности судебной системы, в которой узаконена жестокость. Подобные жестокие и бесчеловечные виды наказаний можно считать вопиющим пренебрежением человеческим достоинством и нарушением абсолютного запрета на применение пыток и другого жестокого обращения», – считает Ранда Хабиб, директор региональной программы Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке.
«Последний случай бичевания журналиста – тревожный признак того, что власти намерены и в 2017 году продолжить тенденцию к увеличению числа телесных наказаний, продемонстрированную в прошлом году», – добавила она.
В соответствии с законодательством Ирана, свыше ста «правонарушений» караются наказанием плетьми. К их числу относится целый рад статей, начиная с кражи, применения насилия, вандализма, клеветы и мошенничества и заканчивая деяниями, которые ни при каких обстоятельствах не должны считаться уголовно наказуемыми, например, супружеской неверностью, интимными внебрачными отношениями между мужчиной и женщиной, «нарушением общественных нравов» и сексуальными однополыми отношениями по взаимному согласию.
Зачастую наказанию плетьми в Иране подвергают людей моложе тридцати пяти лет, задержанных за совершенно мирные действия, например, за потребление пищи в общественном месте во время поста в Рамадан, за внебрачные отношения или за посещение вечеринки с участием как мужчин, так и женщин. Наказание за все эти действия нарушают права на свободу вероисповедания, свободу выражения мнений и свободу объединений гарантируют осуществлять.
Будучи государством-участником Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), Иран в законодательном порядке обязан запретить пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания. Несмотря на это законодательство Ирана по-прежнему предусматривает запрещённые телесные наказания, в том числе отсечение частей тела, побивание камнями и бичевание, при этом государство оправдывает их защитой религиозных ценностей.
Например, в апреле прошлого года не состоящих в браке мужчину и женщину признали виновными в «противозаконных отношениях» и приговорили к ста ударам плетьми каждого. Спустя месяц в провинции Казвин задержали 35 девушек и юношей за то, что те танцевали, проводили время вместе и употребляли алкоголь на вечернике; каждого приговорили к девяносто девяти ударам плетьми. Приговоры приводятся в исполнение сразу после вынесения. В мае 2016 года в провинции Западный Азербайджан к бичеванию приговорили 17 шахтёров, которые протестовали против условий труда и увольнений.
К наказанию плетьми приговаривают также журналистов и блогеров в наказание за их деятельность. В июле апелляционный суд приговорил журналиста Мохаммада Резу Фатхи к 459 ударам плетьми за то, что тот в своих репортажах «публиковал ложь» и «провоцировал тревожные настроения в обществе».
На популярной в Иране странице социальной сети Facebook «Азадихайех Явашаки» (https://www.facebook.com/StealthyFreedom/posts/1567346746612747, «Моя тайная свобода»), которую администрирует журналистка и писательница Масих Алинеджад, размещены подробные рассказы нескольких женщин, приговорённых к бичеванию за употребление алкоголя и посещение вечеринок с участием мужчин, которые были прерваны вмешательством полиции нравов. Она также публикует фотографии женских спин, изувеченных плетьми.
В одном из сообщений (https://www.facebook.com/StealthyFreedom/posts/1567346746612747) 28-летняя женщина, приговорённая к 80 ударам плетьми за участие в празднике по случаю дня рождения, описывает день, когда она подверглась наказанию, как «худший день в [своей] жизни». Она рассказывает, как после задержания её сначала сфотографировали и взяли отпечатки пальцев, а затем отвели в небольшое помещение, где пожилая женщина привела наказание в исполнение, при этом ноги и руки приговорённой оставались скованными.
«При первом ударе я непроизвольно вскочила [с места]. Это было настолько неожиданно, что у меня даже слёзы не полились. Мне хотелось кричать, но я не могла контролировать свой голос. С каждым ударом она приговаривала, чтобы я раскаялась, и тогда бог простит меня», – рассказала пострадавшая.
Ещё одна женщина, которую наказали за посещение вечеринки по случаю помолвки в городе Робате (близ Тегерана), на которой также присутствовали мужчины, рассказала, что ещё и часа не прошло с начала праздника, как в дом уже ворвались силовики, отбирая бутылки с алкогольными напитками. Они опросили нескольких гостей, многих жестоко избили, а затем забрали в участок, где задержанных оскорбляли и допрашивали. Они провели за решёткой три ночи, после чего каждого приговорили к 74 ударам плетьми.
«Не помню, сколько ударов получила, но я впала в то состояние, когда можешь только стонать, оцепенев от боли. Когда я наконец попала домой, тело разламывалось от жуткой боли, а душа болела из-за унижения и страха», – так она описала случившееся (https://www.facebook.com/masihalinejad/posts/10154134838281608).
Помимо бичевания Amnesty International зафиксировала случай ослепления. В ноябре 2016 года мужчину в Тегеране лишили зрения на оба глаза в наказание за то, что в июне 2009 года он облил кислотой четырёхлетнюю девочку, в результате чего та ослепла. Наказание через ослепление грозит ещё нескольким осуждённым.
Настораживает тот факт, что врачи из Организации судебной медицины Ирана предоставили Верховному Суду «экспертное заключение» о том, можно ли считать наказание в виде ослепления оправданным с медицинской точки зрения и каким образом приводить приговор в исполнение. Тем самым они грубо нарушили медицинскую этику.
«Медицинские работники однозначно обязаны воздерживаться от участия в любых пытках и жестоком обращении. Вместо пособничества и подстрекательства к пыткам, коим является медицинская оценка аспектов ослепления, врачам в Иране следует отказаться от участия в актах подобной преднамеренной жестокости», – заявила Ранда Хабиб.
Помимо прочего, Amnesty International зафиксировала несколько случаев отсечения частей тела. Подобное наказание, в том числе «одновременное отсечение» нескольких пальцев на обеих руках и ногах, применяют в Иране за кражи.
«Отсечение частей тела, ослепление и жестокие побои плетьми не могут считаться правосудием. Властям Ирана следует в срочном порядке запретить все виды телесных наказаний и принять неотложные меры к тому, чтобы привести глубоко ущербную систему уголовного правосудия страны в соответствие с нормами международного права в области прав человека», – уверена Ранда Хабиб.