Фермера Арамаиса Авакяна пытали и заключили в тюрьму по итогам несправедливого суда
19 февраля по итогам несправедливого судебного процесса фермера-рыбовода Арамаиса Авакяна приговорили к семи годам лишения свободы за «посягательство на конституционный строй». Он находился под стражей с 4 сентября 2015 года и подвергался пыткам.
Участвуй: напиши обращение своими словами или возьми за образец письмо ниже. Если ответят, напиши нам на [email protected]! Расскажи друзьям о своём участии в #АСП.
Посольство Республики Узбекистан в РФ 119017, РФ, г. Москва, Погорельский переулок, 12 Факс: (499) 238-89-18 E-mail: [email protected]
От: ____________________________
____________________________
____________________________
ОБРАЩЕНИЕ
19 февраля фермера Арамаиса Авакяна приговорили к семи годам тюрьмы. Ему предъявили обвинения в посягательстве на конституционный строй, диверсии, изготовлении и распространении материалов, содержащих угрозу общественной безопасности, участии в религиозных экстремистских организациях и краже (статьи 159, 161, 244 и 169 Уголовного кодекса Узбекистана, соответственно). Арамаис Авакян не признаёт вину ни по одному из пунктов обвинения. Заключительное заседание в Джизакском областном суде на северо-востоке Узбекистана продолжалось чуть больше часа. Жену Арамаиса Авакяна не пустили в зал суда, и по информации, полученной Amnesty International, его адвоката лишили лицензии за три дня до заседания. Родственник одного из свидетелей обвинения утверждал, что свидетеля избивали и оказывали на него давление, чтобы тот инкриминировал обвиняемого. Арамаис Авакян намерен обжаловать приговор.
4 сентября Арамаис Авакян и четверо его друзей не вернулись домой, и их родственники заявили об их исчезновении. Пятого сентября родные двоих мужчин получили СМС с неизвестных казахских номеров, в которых говорилось, что они поехали «на джихад». Через сорок дней власти сообщили родственникам пятерых мужчин, что те находились под стражей с 4 сентября. По словам родственников, маловероятно, что эти СМС мужчины отправили сами. Местным правозащитникам удалось выяснить, что машину, в которой ехали Арамаис Авакян и его друзья, остановили сотрудники Службы национальной безопасности (СНБ) в масках. Применив силу, они вытащили мужчин из машины, надели им на головы мешки и увезли в изолятор СНБ в узбекской столице Ташкенте, где удерживали без права связи с внешним миром и подвергали пыткам, заставляя подписаться под признательными показаниями. Позже их доставили в СИЗО в Джизаке, где они находятся по сей день. На судебном заседании 2 февраля все обвиняемые за исключением Арамаиса Авакяна признали вину в инкриминируемых им преступлениях и раскаялись.
Родственникам Арамаиса Авакяна впервые удалось увидеть его после исчезновения 4 сентября 2015 года на судебном заседании 6 января 2016 года. У него на руках были синяки, он сильно похудел и едва держался на ногах. В зал суда его доставили на носилках. В своих сообщениях СМИ ссылались на источник в правоохранительных органах, который пояснил, что Арамаис Авакян сломал ногу, «упав со стула». Источники, близкие к Арамаису Авакяну утверждают, что его пытали электрошоком.
В связи с вышеизложенным:
- призываю власти незамедлительно провести беспристрастное и эффективное расследование заявлений о применении пыток и жестокого обращения к Арамаису Авакяну и привлечь к ответственности виновников;
- призываю их позаботиться о том, чтобы находящемуся под стражей Арамаису Авакяну предоставили возможность воспользоваться полным спектром средств правовой защиты, в том числе получить беспрепятственные свидания с выбранным им адвокатом и любую необходимую ему медицинскую помощь;
- призываю узбекские власти позаботиться о том, чтобы заседание по рассмотрению жалобы Арамаиса Авакяна на приговор проводилось в полном соответствии с международными стандартами справедливого судебного разбирательства.
Арамаис Авакян — владелец рыбоводческой фермы в Джизаке. По мнению его родственников и друзей, поводом для его уголовного преследования послужила заинтересованность местных властей в его успешном рыбном хозяйстве, которое они пытались у него отнять.
Заключительное заседание по рассмотрению его дела было назначено на 18 февраля, однако после того, как родственники прождали несколько часов у здания суда, им сообщили, что заседание перенесено на следующий день. Девятнадцатого февраля жена Арамаиса Авакяна пришла в суд к 9 часам утра, но ей сказали, что заседание ещё не началось, и в здание её пустили только в 10 часов утра. Когда она прошла первый пункт досмотра, ей сообщили, что заседание началось в 9 утра, и в зал суда не пустили.
Пытки широко применяются в системе уголовного судопроизводства Узбекистана. Это основной метод борьбы узбекских властей с инакомыслием, противодействия действительным или мнимым угрозам безопасности и подавления политической оппозиции. Силовые структуры применяют пытки в отношении мужчин и женщин, обвиняющихся в таких уголовных преступлениях, как кража или убийство, а также в отношении лиц, попавших в немилость к властям, в том числе бывших должностных лиц, сотрудников милиции и предпринимателей. Однако в последние 15 лет особому риску применения пыток всё чаще подвергаются мужчины и женщины, обвиняющиеся либо признанные виновными в «антигосударственных» преступлениях и терроризме.
Методы пыток и жестокого обращения в отношении находящихся под стражей лиц, о которых рассказывали бывшие заключённые, в том числе освобождённые правозащитники, включают длительные избиения дубинками, железными прутьями и наполненными водой пластиковыми бутылками. При этом избиваемых приковывают наручниками к батарее либо подвешивают к потолку. Кроме того, применяется удушение с помощью полиэтиленовых пакетов или противогазов с перекрытием воздуховода, введение игл под ногти на руках и ногах, электрошок, изнасилование и сексуальные домогательства — как в отношении женщин, так и мужчин. Как показывают исследования Amnesty International, в подавляющем большинстве случаев власти не проводили эффективных расследований по заявлениям о пытках и жестоком обращении с задержанными.
Amnesty International известно о деле успешного турецкого предпринимателя Вахита Гюнеша, владельца сети универмагов в Узбекистане. В 2011 году его арестовали и пытали. Вахит Гюнеш провёл 10 месяцев в следственном изоляторе СНБ Узбекистана в Ташкенте — с марта 2011 года вплоть до освобождения по президентской амнистии в декабре 2011 года. После этого его и других обвиняемых, проходивших по его делу (его деловых партнёров), депортировали в Турцию. Он утверждал, что в изоляторе СНБ в Ташкенте их пытали, заставляя подписать ложные признательные показания, а также что у них не было возможности выбрать себе адвокатов. Кроме того, Вахит Гюнеш утверждал, что в изоляторе СНБ пытали и других задержанных и что некоторые в результате скончались.