Бузургмехр Ёров, адвокат, представляющий интересы членов запрещённой Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), остаётся в предварительном заключении. Ему грозит несправедливый судебный процесс. Его арестовали в сентябре 2015 года.
Пытки и жестокое обращение по-прежнему систематически применяются в Таджикистане, несмотря на принятие плана действий по выполнению рекомендаций Комитета ООН против пыток в 2013 году. Уголовные преследования сотрудников правоохранительных органов, подозревающихся в пытках, происходят редко и зачастую прекращаются либо откладываются до завершения. Однако в большинстве случаев родственники и потерпевшие слишком боятся мести, чтобы жаловаться. В апреле 2015 года Шамсиддин Зайдуллоев скончался в милиции. Перед этим он сказал матери, что под стражей в милиции его избили.
Как сообщается, адвокатам отказывают в свиданиях с находящимися под стражей клиентами, порой по несколько дней подряд. Лица, считающиеся угрозой национальной безопасности, в том числе участники религиозных движений и исламистских организаций или партий, подвергаются особому риску содержания без связи с внешними миром, пыток и жестокого обращения. Адвокатам также грозят преследования, запугивания и арест в карательных целях. В 2015 году адвоката-правозащитника Шухрата Кудратова приговорили к девяти годам тюрьмы, признав виновным в мошенничестве и даче взятки. Шухрат Кудратов утверждает, что эти обвинения носили политическую подоплёку и были связаны с его работой в команде защитников Зайда Саидова, бывшего такджикского министра энергетики и промышленности и оппозиционера. Самого Саидова осудили в 2013 году и приговорили к 26 годам лишения свободы. С тех пор, как арестовали Бузургмехра Ёрова, под стражу также взяли ещё двоих адвокатов, представляющих ПИВТ.
Основные принципы ООН, касающиеся роли юристов, гласят: «Правительства обеспечивают, чтобы юристы… могли выполнять все свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугиваний или неоправданного вмешательства» (принцип 16), «юристы не отождествляются со своими клиентами или интересами своих клиентов в результате выполнения ими своих функций» (принцип 18), а также «правительства признают и обеспечивают конфиденциальный характер любых сношений и консультаций между юристами и их клиентами в рамках их профессиональных отношений» (принцип 22).
С конца 1990-х до 2015 года ПИВТ являлась законно зарегистрированной политической партией, которая участвовала в выборах и получала места в парламенте страны. Однако 29 сентября 2015 года генеральный прокурор признал ПИВТ «террористической организацией», а позже Верховный суд Таджикистана оставил это решение в силе на том основании, что несколько её членов предположительно давно участвовали в организациях, пропагандирующих «экстремизм», и что партия использовала СМИ, включая газету «Спасение», для распространения «идей экстремизма» и пропаганды религиозной ненависти. Amnesty International считает запрет ПИВТ произвольным.
Имя: Бузургмехр Равшанович Ёров
Пол: муж.
Новая информация по АСП 209/15 индекс: EUR 60/3458/2016 дата публикации: 25 февраля 2016 года