Пятнадцатого марта трёх университетских преподавателей, которые в январе 2016 года подписали декларацию с призывом к миру, обвинили в «пропаганде террористической организации». Если их признают виновными, то им грозит до семи с половиной лет тюрьмы.
Кроме 1128 сотрудников университетов, которые первыми подписали петицию в январе, ещё 1084 сотрудника университетов добавили свои подписи к этой декларации, в результате документ подписало 2212 человек. Преподаватели, которые первыми подписали петицию (см. http://www.barisicinakademisyenler.net/node/63.html?_sm_au_=iVVTjtJv4FjsVfRM), находятся под следствием в соответствии с законом, запрещающим «пропаганду террористических организаций» и закона, запрещающего «клевету на турецкое государство» (см: https://www.amnesty.org/en/latest/news/2016/01/turkey-detention-of-academics-intensifies-crackdown-on-freedom-of-expression/). В отношении многих из тех, кто подписал это заявление, были начаты административные расследования в их университетах. Тридцать преподавателей были отстранены от работы, 38 уволены, а некоторым угрожали расправой в социальных сетях. Президент Реджеп Тайип Эрдоган сравнил их с «террористами», назвал «невеждами из невежд» и потребовал, чтобы их наказали.
Турция в соответствии со статьёй 19 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьёй 10 Европейской конвенции о правах человека обязана гарантировать право на свободное выражение мнений. Допустимые ограничения на свободу выражения мнений предусматривают такие ограничения, которые необходимы для запрета пропаганды войны или подстрекательства к насилию. Статья 7/2 Закона о борьбе с терроризмом, которая запрещает «пропаганду террористических организаций», сформулирована чрезмерно широко и в ней нет чётко указания на то, что это должна быть пропаганда насильственных преступных методов. Этот закон неоднократно использовали для уголовного преследования за высказывание не призывающих к насилию мнений по вопросам касающимся прав курдов и политики правительства по отношению к ним. За день до решения суда по возвращению под стражу четырёх задержанных учёных президент Эрдоган призвал внести поправки в закон о борьбе с терроризмом и расширить определение «терроризма» для того, чтобы включить в него ненасильственные действия писателей, учёных, журналистов или НКО. Учитывая уже существующие расплывчатые формулировки и преобладающее среди обвинителей и судей взгляды, подобные поправки будут означать дальнейшее ухудшение соблюдения стандартов свободы выражения мнений в Турции.
Одиночное заключение должно использоваться исключительно в качестве исключительной меры и в течение как можно более короткого срока. Специальный докладчик ООН по вопросу о пытках призвал прекратить использовать его во время предварительного заключения, поскольку одиночное заключение создаёт психологическое давление, которое может вынудить задержанных к даче показаний против самих себя. Как указано в последней редакции Минимальных стандартных правилах обращения с заключёнными ООН одиночное заключение на более чем 15 суток подряд является является длительным одиночным заключением и должно быть запрещено.
Круглосуточный комендантский час был введён в некоторых районах юго-восточной Турции в декабре, когда армия и полиция начали проводить операции против «Патриотического революционного молодёжного движения», боевого молодёжного крыла Рабочей партии Курдистана (РПК). У живущих в районах, где был введён комендантский час, нет доступа к продовольствию и медицинской помощи, и они сталкиваются с острой нехваткой воды и электроэнергии. Полицейские и армейские операции, проводящиеся в районах, где был введён комендантский час, характеризуются применением тяжёлых вооружений и снайперского огня со стороны полиции и армии, что подвергает опасности жизни мирных жителей, которые не могут оттуда выбраться.
Имя: Музаффер Кайя (м), Эсра Мунган (ж), Кыванч Эсрой (м) и Мераль Камчи (ж).
Пол: муж. и жен.
АСП: 78/16 Индекс: EUR 44/3792/2016 Дата: 7 апреля 2016 года