Иранская художница, узница совести Атена Фаргадани остаётся под стражей до завершения обжалования приговора к 12 годам и 8 месяцам лишения свободы. Власти подтвердили, что женщину заставили пройти тест на девственность и беременность.
Если апелляционная жалоба Атены Фаргадани останется без удовлетворения, ей придётся отбывать семь с половиной лет лишения свободы по наиболее тяжкой статье в «сборе сведений и преступном сговоре против национальной безопасности». В соответствии с новым руководством по определению мер наказания в уголовном кодексе Ирана 2013 года, обвиняемые в совершении преступлений по нескольким статьям обязаны отбывать только наиболее продолжительный из назначенных сроков.
Первый раз Атену Фаргадани задержали двадцать третьего августа 2014 года дома в Тегеране после того, как она вернулась из больницы, куда обращалась по поводу травмы руки. Тогда её поместили в блок 2А тегеранский тюрьмы «Эвин», которая находится под управлением Корпуса стражей исламской революции. Атену Фаргадани оставили под стражей почти на два месяца, из которых пятнадцать дней она провела в одиночном заключении без возможности общаться с родственниками или адвокатом. Шестого ноября её освободили под залог. В декабре в интервью для СМИ Атена Фаргадани рассказала, как в течение полутора месяцев с момента задержания её ежедневно по девять часов допрашивали. Доказательства, полученные в результате этих затяжных допросов, впоследствии были использованы в суде. Атену Фаргадани повторно задержали десятого января 2015 года, вызвав в Революционный суд, по всей вероятности, в наказание за видеообращение, опубликованное ею после освобождения, в котором она рассказала, как женщины-охранники в тюрьме избивали её и подвергали унизительным личным досмотрам, а также другим видам жестокого обращения. По словам её родителей, которые дали интервью для СМИ, Атену Фаргадани избили в зале суда перед тем, как перевести в тюрьму «Гарчак» в городе Варамине, где нет отдельного блока для политзаключённых и крайне суровые условия содержания под стражей.
Девятого февраля в знак протеста против длительного содержания в тюрьме «Гарчак» Атена Фаргадани начала голодовку. По всей видимости, двадцать пятого февраля в результате голодовки она перенесла сердечный приступ с потерей сознания на короткое время. Её госпитализировали в больницу за пределы тюрьмы, на этом её голодовка закончилась. Третьего марта Атену Фаргадани перевели из больницы в блок 2А тюрьмы «Эвин» в Тегеране, где следующие одиннадцать недель она провела в одиночном заключении. После оглашения приговора первого июня её перевели в общий блок тюрьмы «Эвин» для женщин-политзаключённых.
Двадцать восьмого декабря 2014 года Атена Фаргадани выложила в YouTube видеообращение, в котором рассказала о жестоком обращении с нею в тюрьме. В своём обращении она рассказала, как в период содержания под стражей для того, чтобы рисовать ей приходилось расправлять бумажные стаканчики из-под молока и рисовать на них. Тем не менее охранники изъяли рисунки и прекратили давать ей бумажные стаканчики, когда узнали, для чего она их использует. В результате, семнадцатого октября она спрятала в складках одежды пару бумажных стаканчиков, которые нашла в ванной комнате, и отнесла их в камеру. Согласно видеообращению, женщины, работающие в тюрьме охранниками, пришли в её камеру и попросили её раздеться для проведения личного досмотра, всё это сопровождалось ругательствами и оскорблениями. После того как Атена Фаргадани оказала сопротивление при досмотре, по её словам, охрана избила её. В результате побоев, ей повредили запястье и расцарапали грудь. По её мнению, охрана узнала о том, что она взяла стаканчики, поскольку в помещении туалета и ванной комнаты установлено видеонаблюдение. Администрация тюрьмы, насколько известно, заявила заключённым, что камеры видеонаблюдения не работают.
Уголовный кодекс Ирана, вступивший в силу в мае 2013 года, содержит весьма расплывчатые формулировки «правонарушений», как например, «распространение пропаганды против системы», «формирование тревожных настроений в обществе», «оскорбление исламских святынь», а также «членство в незаконной организации». Эти и другие подобные крайне широкие и расплывчатые формулировки зачастую применяют для того, чтобы преследовать за мирное пользование правами на свободу выражения мнений, свободу объединений и свободу мирных собраний. Такие законодательные и процессуальные нормы идут вразрез с международными обязательствами Ирана, в том числе в рамках статей 19, 21 и 22 МПГПП, которые гарантируют соблюдение прав на свободу выражения мнений, свободу объединений и свободу мирных собраний.
Принудительные проверки на девственность в период содержания под стражей представляют собой грубое нарушение норм международного права. Они нарушают права женщин и девушек на физическую неприкосновенность, достоинство, личную жизнь, а также право не подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения. Такие проверки по форме и по сути носят дискриминационный характер, и никакие правовые основания не могут оправдать подобное насилие и злоупотребления. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) призвала власти всех стран мира отказаться от «проверок на девственность» во всех без исключения случаях и запретить медицинским работникам потворствовать сохранению подобной дискриминационной и унизительной процедуры.
Ф.И.О.: Атена Фаргадани
Пол (м/ж): женский
Новые сведения по АСП 49/15, индекс: MDE 13/3878/2016, дата публикации: 21 апреля 2015 года