19-летнему иранцу Алирезе Таджики грозит высшая мера наказания. После общемирового протеста власти не провели казнь в назначенный день, 15 мая, но и не приняли решения о её отмене.
Алиреза Таджики был арестован вместе с несколькими молодыми людьми в мае 2012 года по подозрению в убийстве и изнасиловании своего друга, который погиб от ножевых ранений. Его 15 дней продержали в одиночной камере в полицейском участке, который находится в ведении Агахи (следственного органа полиции) в городе Ширазе, провинция Фарс, а потом перевели в городское Исправительно-воспитательное учреждение, следственный изолятор для лиц младше 18 лет. Там он содержался до начала мая 2016 года, когда его перевели в тюрьму «Адел Абад» в Ширазе и в порядке подготовки к казни посадили в одиночную камеру. Из одиночной камеры его перевели 15 мая после того, как его казнь была отменена в последний момент.
Второе решение Верховного суда в феврале 2015 года, которое оставило в силе смертный приговор Алиреза Таджики, было длинной всего восемь строк и в нем не упоминались нарушения, на которые этот суд указал ранее. В нем просто говорилось, что «ходатайство об апелляции является необоснованным, учитывая суть дела, мотивировку решения суда первой инстанции и уровень осознания вины обвиняемым». Глава судебной власти в том же году утвердил это решение. Amnesty International обеспокоена тем, что согласно принципу «компетенции судьи» иранское законодательство позволяет судьям при отсутствии убедительных доказательств субъективно и возможно произвольно устанавливать сам факт виновности.
Минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности в Иране составляет девять лунных лет для девочек и 15 лунных лет для мальчиков. С этого возраста ребенок, признанный виновным в преступлениях, относящихся к категории «ходуд» (преступления против бога, наказание за которые устанавливаются исключительно в соответствии с нормами шариата) или «кесас» (наказание по принципу равноценного возмездия за преступление), обычно осуждается и подвергается наказанию как взрослый человек. Однако после принятия Исламского уголовного кодекса в 2013 году судьям предоставили возможность по своему усмотрению не выносить смертных приговоров несовершеннолетним правонарушителям, если они установили, что малолетний преступник не понимал характера совершенного преступления или его последствий, или же присутствуют сомнения по поводу его «психического развития и зрелости». Критерии оценки «психического развития и зрелости» неопределенны и произвольны. Судьи могут запросить заключения эксперта из иранской Организации судебной медицины (государственное судебно-медицинское учреждение) или положиться на свою собственную оценку, несмотря на то, что они могут и не обладать необходимыми для этого знаниями в вопросах детской психологии.
В январе 2016 года Комитет ООН по правам ребенка рассмотрел ход осуществления Ираном Конвенции по правам ребенка. В заключительных замечаниях Комитета выражается «серьезная обеспокоенность» тем, что освобождение несовершеннолетних правонарушителей от смертной казни «целиком зависит от усмотрения судей, которые могут, но не обязаны, запросить заключение судебно-медицинского эксперта, и что после таких повторных судебных разбирательств нескольким людям вновь выносили смертные приговоры». После принятия Исламского уголовного кодекса 2013 года Amnesty International зафиксировала как минимум восемь случаев, когда лица, которым было меньше 18 лет на момент совершения преступления, повторно представали перед судом, их «психическое развитие и зрелость» на момент совершения преступления признавали достаточными, и им снова выносили смертные приговоры. Это - Химан Ураминеджад, Салар Шадизади, Хамид Ахмади, Саджад Санджари, Сиаваш Махмуди, Амир Амроллахи, Амандж Вейси и Фатемех Салбехи. Казнь Фатемеха Салбехи, которому было 17 лет на момент совершения преступления, состоялась в октябре 2015 года. Amnesty International знает и как минимум о еще двух случаях: Малхаду Азими и Алирезу Поур Олфату были впервые вынесены смертные приговоры по Исламскому уголовному кодексу от 2013 года за преступления, совершенные, когда им было меньше 18 лет. С 2005 по 2015 Amnesty International зафиксировала по меньшей мере 73 казни несовершеннолетних преступников. По данным ООН, в камерах смертников в Иране сейчас находится как минимум 160 несовершеннолетних преступников См. доклад «Взрослея в камерах смертников: Смертные приговоры и несовершеннолетние правонарушители в Иране».