После волны арестов активистов, цель которой заключалась в том, чтобы помешать их участию в мирных демонстрациях в различных городах Казахстана, трое из них остаются под стражей. Они являются узниками совести.
#АСП #Казахстан #главное #новости
После майской волны арестов активистов, цель которой заключалась в том, чтобы помешать их участию в мирных демонстрациях в различных городах Казахстана, трое из них остаются под стражей. Им предъявили уголовные обвинения. Они являются узниками совести, попавшими под стражу исключительно за мирное пользование правом на свободу выражения мнения и мирных собраний.
В конце апреля и начале мая в различных частях Казахстана прошли демонстрации против поправок к Земельному кодексу, которые позволят приватизировать и продавать гражданам Казахстана неиспользуемые государственные сельскохозяйственные земли либо передавать их в аренду иностранцам на срок до 25 лет. В мае президент наложил мораторий на поправки, а это значит, что от них пока отказались. Тем не менее, протесты продолжились.
Новые акции протеста планировались на 21 мая. Во всех случаях, когда организаторы заблаговременно обращались к местным властям за разрешением на проведение митингов в соответствии с требованиями законодательства, им в произвольном порядке отказывали. Однако в больших и малых городах Казахстана в день мирного протеста люди пришли в городские центры. Эти собрания были относительно малочисленными: от нескольких десятков (в большинстве городов) до нескольких сотен человек. В большинстве случаев собрания разогнала полиция. О беспорядках при этом не сообщалось.
За несколько дней до 21 мая не менее 34 активистов арестовали и приговорили к административному аресту (до 15 суток), когда власти попытались подавить информацию о планирующихся протестах и поместить за решётку тех, кого выявили в качестве «организаторов» (см.: https://amnesty.org.ru/ru/2016-06-01-Kazakhstan/). Большинство арестованных с 17 по 20 мая не более чем заявили в постах в социальных сетях о намерении участвовать в протестах либо предоставить информацию о демонстрациях. Двадцать первого мая пользователи сообщили о трудностях с доступом в Facebook и Google, в то время как сайты YouTube и Periscope (сетевая платформа для размещения видео) были заблокированы, предположительно, чтобы помешать людям обмениваться информацией и размещать видеозаписи демонстраций либо ответных действий полиции. Большинство задержанных освободили, однако некоторых оштрафовали либо поместили под административный арест на сроки от 10 до 15 суток.
27 мая в пресс-релизе, размещённом на официальном сайте Генеральной прокуратуры, о протестах говорилось как о «незаконных акциях», с помощью которых «отдельные лица» пытались добиться «дестабилизации общественно-политической ситуации, разжигания межнациональной розни и захвата власти». В пресс-релизе указывалось, что правоохранительные органы расследуют ряд уголовных дел в связи с этими событиями, однако не говорилось, против кого они возбуждены.
В Казахстане свобода мирных собраний жёстко ограничивается. Для того чтобы провести любую уличную акцию протеста, требуется разрешение местных властей, которые нередко отказывают в нём либо разрешают провести мероприятие где-то вдали от центра. За нарушение порядка проведения собраний, включая организацию незаконных демонстраций и участие в них, предусмотрены наказания вплоть до 75 суток административного ареста (статьи 155 и 400 Уголовного кодекса и статья 488 Кодекса об административных правонарушениях).
Право на свободу мирных собраний предусмотрено имеющими обязательную юридическую силу международными договорами в области прав человека, которые ратифицировал Казахстан, в том числе статьями 19 и 21 Международного пакта о гражданских и политических правах. В соответствии с нормами и стандартами международного права это право не предусматривает разрешения правительственных органов. Власти могут потребовать предварительного уведомления о проведении собраний, чтобы способствовать реализации права на свободу мирных собраний и принять меры по охране общественного порядка и прав других, однако это отнюдь не означает необходимость получать предварительное разрешение на проведение таких демонстраций.
Имя: Макс Бокаев, Талгат Аян и Жанат Есентаев
Пол: муж.
Новая информация по АСП 115/16 индекс: EUR 57/4220/2016 дата публикации: 10 июня 2016 года