Восьмого сентября братья Мехди Раджабьян и Хоссейн Раджабьян из Ирана объявили голодовку в знак протеста против отказа властей освободить их из-под стражи по состоянию здоровья, а также решения поместить братьев в разные блоки тегеранской тюрьмы «Эвин». Состояние здоровья обоих узников совести ухудшилось.
Мехди Раджабьяна и Хоссейна Раджабьяна задержали, поместили под стражу и признали виновными вместе с ещё одним музыкантом – Юсефом Эмади. Пятого октября 2013 года представители Корпуса стражей Исламской революции задержали трёх мужчин, предварительно обездвижив с помощью шокера и завязав глаза, прямо на рабочем месте в городе Сари (провинция Мазендеран, север Ирана). В течение следующих восемнадцати дней их удерживали под стражей в неустановленном месте, где, по их словам, пытали, в том числе электротоком. Следующие два месяца они провели в одиночном заключении в блоке 2А тюрьмы «Эвин». Насколько известно, следователи принудили их «сознаться» в содеянном на камеру, угрожая пожизненным заключением в случае отказа. Всех троих освободили под залог в декабре 2013 года. Большую часть времени Хоссейна и Мехди Раджабьянов, а также Юсефа Эмади удерживали под стражей без права общения с внешним миром. О том, что приговор вынесен и они должны прийти в суд для ознакомления, им сообщили только через десять дней после судебного процесса в апреле 2015 года. Каждого приговорили к пяти годам лишения свободы по обвинению в «оскорблении исламских святынь», к одному году за «пропаганду против системы», а также к штрафу в размере 200 миллионов риалов (примерно 6 625 долларов США) за «незаконную деятельность по созданию аудио- и видеоматериалов». Осуждённым не предоставили судебное решение в письменном виде, секретарь суда устно сообщил, что у них есть двадцать дней на обжалование приговора. Двадцать второго декабря 2015 года они сами представляли свои интересы в ходе апелляционных слушаний, поскольку судья заявил, что они не имеют права на адвоката. И на судебных и на апелляционных слушаниях они сообщили судьям, что дали «признательные показания» в результате пыток и жестокого обращения в период содержания под стражей без права общения с внешним миром. В тюрьме «Эвин» следователь прокуратуры сказал им, что тот факт, что в городе Сари их подвергли пыткам, не имеет никакого значения в Тегеране. Судья, председательствующий на заседании апелляционного суда в Тегеране, предостерёг их от повторения заявлений о пытках и жестоком обращении и пригрозил, что, если они будут настаивать, то наказание может стать более суровым. К обвиняемым не допускали адвоката на всех этапах задержания, нахождения под стражей, судебного и апелляционного производства. Из-за побоев под стражей в городе Сари у Мехди Раджабьяна развились судороги.
Мехди Раджабьян – основатель иранского сайта Barg Music, который был создан в 2009 году и распространял музыкальные произведения без лицензии. В Иране лицензии получают только музыкальные произведения, которые прошли официальную цензуру; музыканты без лицензий работают нелегально. Сайт Barg Music распространял музыкальные произведения на персидском языке в исполнении иранских исполнителей, находящихся за пределами страны, причём некоторые произведения были написаны на политические и иные запретные темы. Например, в числе произведений следует отметить творчество иранского рэпера Шахина Наджафи (проживающего в Германии), чьё произведение, в котором фигурировал один из шиитских религиозных деятелей, вызвало в 2012 году настолько бурную реакцию, что некоторые представители духовенства в Иране выпустили фетвы, в которых назвали рэпера «вероотступником» – обвинение, караемое смертью по иранским законам. Насколько известно, сайт Barg Music ежедневно посещали порядка трёхсот тысяч человек, у него были эксклюзивные контракты с иранскими исполнителями, которые упоминали название сайта в своих видео. Мехди Раджабьян как раз записывал историю сетара (персидского музыкального инструмента), когда его задержали. Во время задержания силовики обыскали студию, изъяли его записи и прочие материалы проекта. Мехди Раджабьяна и Юсефа Эмади обвинили в том, что они транслировали голоса певиц, а также исполнителей «настроенных против Исламской революции». Власти Ирана ограничивают творчество певиц; женщинам запрещено исполнять сольные произведения перед мужчинами. Консервативно настроенное духовенство считает, что женские голоса могут спровоцировать аморальную чувственную реакцию. В феврале 2015 года консервативно настроенный великий аятолла Хассан Нури Хамедани заявил: «Мы положим конец любому фильму, книге или музыке, пропагандирующим антиисламские и антиреволюционные настроения… Выступление женщин ни при каких условиях не может считаться нормой, и мы положим этому конец». Хоссейна Раджабьяна задержали после того, как он снял свой первый художественный фильм под названием «Искажённый треугольник» («Inverted Triangle», на англ. яз.) о праве женщин на развод в Иране. При задержании силовики изъяли все материалы фильма. Показ картины в Иране запретили.
Обвинения против Мехди Раджабьяна, Хоссейна Раджабьяна и Юсефа Эмади были выдвинуты на основании их творческой деятельности, а именно художественного фильма Хоссейна Раджабьяна о праве женщин на развод в Иране и распространении Мехди Раджабьяном и Юсефом Эмади нелицензионных произведений иранских исполнителей, работающих за границей. Статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, государством-участником которого является Иран, защищает право на свободу выражения мнений, в том числе в художественной форме.
Имя: Мехди Раджабьян, Хоссейн Раджабьян, Юсеф Эмади
Пол (м/ж): мужской
Новые сведения по АСП 41/16, индекс: MDE 13/4874/2016, дата публикации: 23 сентября 2016 года