Второго ноября начался судебный процесс по делу Натальи Шариной. В случае признания вины ей грозит до десяти лет лишения свободы. Наталья Шарина – узница совести, которую следует немедленно освободить безо всяких условий.
Наталья Шарина работала библиотекарем с 1981 года после окончания филологического факультета Дальневосточного государственного университета во Владивостоке. В 1986 году она с семьёй переехала в Москву, где продолжила работать в различных библиотеках. В 2006 году Наталью Шарину назначили директором бюджетного учреждения «Библиотека украинской литературы» в Москве. Ей предъявили обвинения в «возбуждении ненависти либо вражды с использованием служебного положения» (статья 282, часть 2(b) УК РФ, предусматривающая наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет), а также в «растрате в особо крупном размере» (статья 160, часть 4 УК РФ, предусматривающая наказание до десяти лет лишения свободы).
Уголовное дело в отношении Натальи Шариной было возбуждено в октябре 2015 года на основании жалобы бывшего сотрудника библиотеки, уволенного в 2010 году. Первоначально Наталье Шариной предъявили обвинения в рамках закона «О противодействии экстремистской деятельности» предположительно за распространение печатных материалов, содержащих «антирусскую и антироссийскую пропаганду». Следователи якобы обнаружили произведения украинского националиста Дмитрия Корчинского в стопке книг, на которые даже не был проставлен библиотечный штамп и которые не предлагались читателям. Наталья Шарина не согласилась с тем, что книги принадлежали библиотеке, и утверждает, что их тайком подбросили туда сотрудники правоохранительных органов. Тридцатого октября 2015 года директора библиотеки поместили под домашний арест.
Пятого апреля за несколько недель до истечения срока домашнего ареста Наталья Шариной предъявили обвинение в растрате, которые не имели под собой никаких оснований, во-первых, потому что она оплатила судебные издержки из собственных средств, во-вторых, потому что юристы библиотеки не имели адвокатских лицензий, необходимых для представления её интересов в суде.
По словам дочери Натальи Шариной, двадцать седьмого июля во время судебных слушаний о продлении срока задержания, судья поинтересовалась у подсудимой, чем ей не нравится домашний арест, добавив: «Другие заключённые прыгали здесь от радости, узнав о домашнем аресте». Далее судья заметила, что «этот срок в любом случае зачтётся» в срок будущего наказания Натальи Шариной. Из замечания судьи родственники и сторонники Натальи Шариной поняли, что она пристрастна и собирается признать её вину.
Пятнадцатого августа Генеральная прокуратура в Москве отказалась утвердить обвинительное заключение в отношении Натальи Шариной, в связи с чем дело возвратили на доследование. Возникла надежда, что этим поводом воспользуются, чтобы закрыть дело. К сожалению, этого не случилось, и двадцать первого октября состоялись предварительные слушания по переданному в суд делу.
Состояние здоровья Натальи Шариной вызывает серьёзные опасения в связи с отсутствием надлежащего лечения. У Натальи Шариной гипертония, и запрет бывать на свежем воздухе в ещё большей степени усугубил состояние здоровья. Её дочь рассказала представителям Amnesty International, что матери требуется операция на позвоночнике. Для этого ей необходимы МРТ-снимки, которые находятся в Таганском районном суде города Москвы с тридцатого октября 2015 года, когда Наталья Шарина впервые ходатайствовала о том, чтобы ей разрешили прогулки. В июне 2016 года Наталья Шарина обратилась в суд с просьбой вернуть снимки. Однако секретарь суда отказалась их выдать на том основании, что «весь персонал в отпуске». Родные до сих пор не могут получить снимки назад.
Имя: Наталья Шарина
Пол (м/ж): женский
Новые сведения по АСП 261/15, индекс: EUR 46/5101/2016, дата публикации: 4 ноября 2016 года