21-летний беженец из Сирии пять месяцев провёл под стражей в полиции, ожидая принятия решения о депортации его из Греции в Турцию на основании соглашения между Евросоюзом и Турцией. Решение о высылке из страны может быть принято в любой момент, а до тех пор беженца незаконно удерживают под стражей на острове Лесбос.
Нури – двадцать один год, он – старший ребёнок среди восьми сестёр и братьев. Он рассказал Amnesty International, что учился на медбрата, но вынужден был бросить учёбу из-за военных действий. Он уехал из Сирии девятого июня 2016 года, ему удалось попасть на территорию Турции лишь с четвёртой попытки. По его словам, первые два раза его задержали турецкие полицейские и избили турецкие военные, прежде чем отправить назад в Сирию. Он рассказал, что в третий раз на беженцев, среди которых он был, напали вооружённые люди и убили одиннадцать человек. Ему удалось попасть на территорию Турции только с четвёртого раза, где он оставался полтора месяца.
По словам Нури, в Турции у него не осталось родственников, и он собирался добраться до Греции, чтобы дальше отправиться туда, где живут его родные. По его словам, пока он жил в Турции, на него дважды нападали контрабандисты и воры. Нури приехал в Грецию 28 июля 2016 года и 4 августа подал ходатайство о предоставлении ему статуса просителя убежища. Девятого сентября ему сообщили о том, что ходатайство отклонено, несмотря на первоначальное решение греческой службы предоставления убежища. С тех пор беженец находится под стражей. Адвокаты Нури несколько раз пытались оспорить задержание в местных судебных органах, но каждый раз им отказывали на том основании, что он может скрыться. Помимо прочего, адвокаты Нури указывали на несоразмерность меры пресечения в виде лишения подзащитного свободы, поскольку в период рассмотрения ходатайства о предоставлении убежища тот соблюдал географическое ограничение, оставаясь в лагере для беженцев «Мориа». В феврале 2017 года суд города Митилини первой инстанции из трёх судей отклонил ходатайство, в котором адвокаты попытались оспорить депортацию и ордер на арест, выданный греческой полицией. Суд постановил оставить Нури под стражей в «интересах общества».
В сентябре 2016 года Апелляционный комитет подержал решение о том, что для Нури Турция является «безопасной третьей страной», особо указав, что защита сирийских беженцев в Турции отвечает стандартам Женевской конвенции (конвенции «О статусе беженцев») и там соблюдается международный принцип невозвращения (запрет на выдачу в какой бы то ни было форме лиц туда, где их права могут оказаться грубо нарушены). Таким образом, комитет оставил в силе решение отказать Нури в рассмотрении обстоятельств его ходатайства о предоставлении убежища и разрешил вернуть его в Турцию.
Расследование, проведённое Amnesty International в Турции, показало, что там просители убежища лишены возможности воспользоваться справедливой и эффективной процедурой определения их статуса. Просителям убежища и беженцам отказывают в своевременном доступе к так называемым долгосрочным решениям – репатриации, интеграции или переселению. Из-за того что Турция не предоставляет выходцам из неевропейских стран полноценный статус беженца, а международное сообщество отказывается справедливо разделить ответственность за перемещённых лиц, просители убежища и беженцы в Турции лишены возможности надлежащим образом пользоваться двумя из трёх долгосрочных решений, а именно интеграцией и переселением. Помимо прочего, просители убежища и беженцы в Турции с трудом добывают средства к существованию, достаточные для поддержания скромного уровня жизни.
В соответствии с нормами международного права, любое задержание в рамках иммиграционного контроля разрешается только в исключительных случаях, а именно в целях предотвращения несанкционированного въезда в страну либо в целях депортации. Даже в тех случаях, когда задержание отвечает указанным требованиям, международные нормы ограничивают применение задержания в целях иммиграционного контроля в соответствии с принципами необходимости и соразмерности. Например, это значит, что в каждом конкретном случае задержание может быть оправдано только в том случае, если менее строгие меры были рассмотрены и признаны недостаточными для достижения законных целей, преследуемых государством.
Имя: Нури (вымышленное)
Пол (м/ж): мужской
Новые сведения по АСП 223/16, индекс: EUR 25/5686/2017, дата публикации: 13 февраля 2017 года