Верховный Суд Республики Беларусь оставил в силе смертные приговоры, вынесенные Игорю Гершанкову и Семёну Бережному. 21 июля 2017 года Могилёвский областной суд признал их виновными и приговорил к высшей мере наказания. Вероятнее всего, их скоро казнят.
Игоря Гершанкова, Семёна Бережного и ещё двоих человек признали виновными в убийстве, похищении, присвоении имущества, хранении наркотиков и подделке документов с целью завладения недвижимостью в период с 2009 по 2015 год. Двоих других подсудимых по делу приговорили к 22 и 24 годам лишения свободы, соответственно.
Вопреки непрекращающимся заверениям властей Беларуси о том, что они работают над введением в стране моратория на применение высшей меры наказания, Беларусь продолжает демонстрировать вопиющее безразличие к общемировой и региональной тенденции к отмене смертной казни. В настоящий момент, помимо Игоря Гершанкова и Семёна Бережного, смертной казни в Беларуси ждут ещё двое осуждённых, которых признали виновными и приговорили к высшей мере наказания в 2016 и 2017 годах – Кирилл Казачок и Алексей Михаленя. Кирилл Казачок решил, что не будет обжаловать вынесенный приговор. Алексею Михалени 30 июня 2017 года отказал Верховный Суд. Им обоим грозит смертная казнь.
В Беларуси смертные приговоры нередко выносят по итогам несправедливых судебных процессов с использованием признаний, полученных под принуждением. Приговоры приводят в исполнение в обстановке полной секретности, заблаговременно не уведомляя о казни ни самих осуждённых, ни их родственников и адвокатов. Власти отказываются выдавать родственникам останки казнённых и даже не сообщают о местах их захоронения. Осуждённых казнят в нарушение обращений Комитета ООН по правам человека к правительству с просьбой отложить исполнение приговоров до рассмотрения дел комитетом. В ноябре 2012 года Комитет по правам человека постановил, что приведение смертных приговоров в исполнение в Беларуси представляет собой нарушение прав осуждённых и их родных.
Отказываясь разглашать подробную информацию о применении смертной казни, в том числе исчерпывающие статистические данные о вынесенных и приведённых в исполнение смертных приговорах, власти Беларуси мешают информированному обсуждению данной проблемы в обществе, а также реализации тенденции к полной отмене высшей меры наказания.
Amnesty International считает, что смертная казнь представляет собой предельную форму жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство наказания и нарушает право на жизнь, закреплённое во Всеобщей декларации прав человека. Amnesty International поддерживает призывы, в том числе выраженные в пяти резолюциях, принятых Генеральной Ассамблеей ООН с 2007 года, к введению моратория на исполнение смертных приговоров с перспективой полной отмены исключительной меры наказания в будущем. По состоянию не сегодняшний день в 105 странах смертная казнь полностью отменена в законодательном порядке, а в 142 странах – либо отменена законодательно, либо не применяется на практике.
Имя: Игорь Гершанков и Семён Бережной
Пол (м/ж): мужской
Новые сведения по АСП 195/17, индекс: EUR 49/7712/2018, дата публикации: 12 января 2018 года