10 января родственникам независимого узбекского журналиста Бобомурода Абдуллаева, которого с 27 сентября 2017 года удерживает под стражей Служба национальной безопасности Республики Узбекистан (СНБ), впервые за три месяца разрешили свидание с задержанным. И хотя родные не заметили видимых следов пыток, опасения по поводу его благополучия сохраняются. С декабря 2017 года ему препятствуют в возможности обратиться за независимой юридической помощью.
Бобомурод Абдуллаев – независимый журналист и спортивный комментатор. Помимо этого, он – политический обозреватель, пишущий под псевдонимом. Статьи Бобомурода Абдуллаева публиковали международные СМИ.
27сентября 2017 года сотрудники Службы национальной безопасности Республики Узбекистан (СНБ) задержали Бобомурода Абдуллаева в Ташкенте. В течение двух дней родственники ничего не знали о его местонахождении. 29 сентября им стало известно, что журналист находится под стражей в СИЗО СНБ в Ташкенте. В тот же день сотрудники СНБ в течение пяти часов обыскивали дом Бобомурода Абдуллаева, в результате изъяли книги, компьютер, карты памяти и прочую технику. 1 октября 2017 года жене журналиста разрешили краткое свидание с ним.
1 октября 2017 года в режиме закрытого заседания Юнусабадский районный суд по уголовным делам города Ташкента постановил оставить Бобомурода Абдуллаева по стражей в СИЗО СНБ как подозреваемого в совершении уголовного преступления. Якобы он писал и распространял в интернете материалы, направленные на свержение конституционного строя (статья 159 УК Республики Узбекистан). По мнению следователя СНБ, Бобомурод Абдуллаев сотрудничал с живущим в изгнании лидером политической оппозиции Мухаммадом Салихом. Согласно исследованию Amnesty International, в СИЗО СНБ пытают людей, в том числе в кабинетах для допроса, карцерах, туалетах и душевых, а также в специально оборудованных пыточных камерах с мягкими резиновыми стенами и звукоизоляцией.
В Узбекистане действуют строгие ограничения на пользование правами на свободу выражения мнений и свободу мирных собраний. Известные правозащитники, критики правительства и независимые журналисты подвергаются преследованиям, запугиваниям, слежке, задержаниям, побоям и клевете. Многих вынудили бежать из страны, тогда как другим запрещают выезжать за границу. Правозащитников и независимых журналистов за границей и в Узбекистане, а также их родственников подвергают резким и непрекращающимся нападкам на государственных и подконтрольных правительству сайтах, а также на национальном телевидении и в государственных печатных изданиях.
Власти Узбекистана практикуют слежку внутри страны и за границей, тем самым усугубляя и без того репрессивные условия, в которых находятся правозащитники, журналисты, политические активисты и другие граждане страны. Незаконной слежке способствуют технические и правовые системы, не позволяющие отслеживать нарушения международных стандартов.
Amnesty International непрерывно получает достоверные сообщения о систематическом и повсеместном применении пыток и другого жестокого обращения сотрудниками силовых органов во время арестов и перевозки задержанных, в отделениях милиции и следственных изоляторах, а также силовиками и работниками пенитенциарных учреждений после вынесения приговора. Пытки применяются для того, чтобы заставить подозреваемых, задержанных и заключённых, в том числе женщин и мужчин, обвиняемых в совершении таких уголовных преступлений, как кража, мошенничество или убийство, сознаться или дать показания против других людей. Особенно часто и в следственных изоляторах, и в тюрьмах пыткам подвергают лиц (в том числе принудительно экстрадированных в Узбекистан), обвиняемых или осуждённых по статьям об антигосударственной и террористической деятельности.
При вынесении приговоров суды часто полагаются на «признательные» показания, полученные под пыткой. Поскольку заявления о пытках и жестоком обращении надлежащим образом практически не расследуются, в стране преобладает атмосфера безнаказанности.
Имя: Бобомурод Абдуллаев
Пол (м/ж): мужской
Новые сведения по АСП 232/17, индекс: EUR 62/7721/2018, дата публикации: 15 января 2018