Одиннадцатого июля таджикский независимый журналист и стендап-комик Хайрулло Мирсаидов был признан виновным в присвоении денежных средств, подделке документов и ложном доносе и приговорён к 12 годам тюремного заключения. Хайрулло Мирсаидов является узником совести и должен быть незамедлительно и безоговорочно освобожден.
Участвуй: напиши обращение своими словами или возьми за образец письмо ниже. Если ответят, напиши нам на [email protected]! Расскажи друзьям о своём участии в #АСП.
Генеральному прокурору Таджикистана Юсуфу Рахмону Генеральная прокуратура, ул. А. Сино, 126 734043 г. Душанбе, Таджикистан Факс: +992 372 21 02 59 Эл. почта: [email protected]
Президенту Таджикистана Эмомали Рахмону Аппарат Президента Республики Таджикистан, пр. Рудаки, 80 734023 г. Душанбе, Таджикистан Факс: +992 372 21 68 00 Эл. почта: [email protected] Министру иностранных дел
Сироджиддину Аслову МИД РТ, ул. Шероз, 33 734001 г. Душанбе, Таджикистан Факс: +992 372 21 02 59 Эл. почта: [email protected]
Послу Республики Таджикистан в РФ Имомуддину Сатторову Посольство Республики Таджикистан, Гранатный пер., 13 123001 г. Москва, Россия Факс: +7 (495) 691-89-98 [email protected]
От: ____________________________
____________________________
____________________________
ОБРАЩЕНИЕ
Городской суд Худжанда 11 июля приговорил независимого журналиста и стендап-комика Хайрулло Мирсаидова к 12 годам тюрьмы, несмотря не то, что самое серьёзное из предъявленных ему обвинений – «возбуждение национальной, расовой, местнической или религиозной вражды» – было снято из-за отсутствия доказательств. Неоправданно суровое наказание стало шоком для его родных, коллег и друзей, а также международных наблюдателей. Все ждали более лёгкого, возможно даже условного наказания, учитывая, что обвинения в «возбуждении национальной, расовой, местнической или религиозной вражды» были сняты.
Хотя в ходе процесса Мирсаидов и «согласился» с выдвинутыми против него обвинениями, касавшимися незаконного присвоения средств и подделки документов, он настаивал, что арест и последующий суд связаны с его критикой местных властей в Худжанде. У Amnesty International есть основания полагать, что его согласие с обвинениями не было искренним. Родные Мирсаидова выплатили 124 тысяч сомони (примерно $13,5 тысяч) властям Таджикистана в качестве возмещения ущерба.
Хайрулло Мирсаидов с 5 декабря 2017 года содержится в СИЗО №1 города Худжанда, административного центра Согдийской области на севере Таджикистана. Он был задержан по обвинениям в присвоении или растрате государственных средств (ст. 245, ч. 4, п. «б» Уголовного кодекса Республики Таджикистан), подделке документов, штампов, печатей, бланков (ст. 340, ч. 1), заведомо ложном доносе (ст. 346, ч. 2), а также в возбуждении национальной, расовой, местнической или религиозной вражды (ст. 189, ч. 2).
Прокуратура Согдийской области возбудила уголовное дело в отношении Мирсаидова после того, как в ноябре 2017 года он опубликовал открытое письмо президенту, генеральному прокурору Таджикистана и руководителю Согдийской области, в котором обвинил местных чиновников Худжанда в коррупции.
Я призываю власти Таджикистана:
• немедленно и безоговорочно освободить Хайрулло Мирсаидова, так как он является узником совести и находится под стражей исключительно за мирную реализацию своего права на свободу выражения мнений; • напоминаю властям об их международных обязательствах соблюдать и защищать право на свободу выражения мнений в Таджикистане.
За последние три года в Таджикистане резко сократилась пространство для свободного выражения мнений, а мирные протесты стали практически невозможными. Всё таджикское общество охватил страх перед репрессиями за критику властей или то, что можно было бы принять за такую критику. Проблемы, связанные с национальной безопасностью и борьбой с терроризмом – как реальные, так и мнимые – определяют политическую повестку и официальную риторику, что очевидным образом наносит ущерб соблюдению прав человека. Власти постоянно ссылаются на соображения национальной безопасности для оправдания всё более жёстких ограничений свободы выражения мнений и объединений, утверждая, что эти меры необходимы для обеспечения стабильности. Независимые СМИ и отдельные журналисты, которые критиковали власти или освещали болезненные для властей темы и вопросы, относящиеся к национальной безопасности, столкнулись с угрозами и преследованием со стороны правоохранительных органов и спецслужб.
После своей поездки в Таджикистан в марте 2016 года Специальный докладчик ООН по вопросу о праве на свободу убеждений и их свободное выражение отметил, что «атмосфера страха распространилась на ключевые сегменты гражданского общества, такое подавление свободного выражения мнений приведёт лишь к недовольству и чувству незащищённости». «Давление на политическую обстановку в Таджикистане распространяется на самые разные сферы жизни: от независимых СМИ, интернета и мобильной связи до гражданского общества, адвокатов и верующих людей», – отмечал также он. По его словам, новые законы и процедуры «предоставляют больше возможностей для подавления политического инакомыслия при помощи устрашения, задержаний и закрытых уголовных преследований».
Право на свободное выражение мнения включает в себя свободу искать, получать и распространять информацию, и закреплено в статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), к которому Таджикистан присоединился в 1999 году.
Имя: Хайрулло Мирсаидов
Пол: муж.
АСП: 139/18 Индекс: EUR 60/8819/2018 Дата: 23 июля 2018 г.
Стать сторонником Amnesty International можно прямо сейчас. Для этого достаточно зарегистрироваться!