«Я вышла из помещения, в котором только что стала свидетелем казни на электрическом стуле. Прежде чем его умертвили, приговорённый взглянул мне в лицо. Холодное безразличие, с которым действовали все надзиратели, потрясло меня. Я вышла в темноту за ворота тюрьмы, и меня вырвало».
В неординарной жизни сестры Хелен Прежан было немало знаменательных событий, но ни одно из них не могло сравниться с ранним утром 5 апреля 1984 года, когда ей пришлось присутствовать при казни человека, с которым она подружилась.
Сестра Прежан во время выступления в Секретариате Amnesty International в Лондоне 20 октября 2008 года
© Amnesty International
Это стало моментом истины для сестры Прежан, чью жизнь бесповоротно изменило принятое в начале 80х годов прошлого века решение поселиться в бедном афроамериканском квартале Нового Орлеана. Она отказалась от спокойной жизни в буржуазном пригороде и отправилась на поиски «иной Америки, о существовании которой раньше не подозревала». Она живо помнит потрясение, которое испытала, столкнувшись со столь беспросветной нищетой, несправедливостью и полицейским произволом.
Вскоре после этого она начала переписываться с приговорённым к смерти Патриком Сонье. Затем письма уступили место свиданиям, а через два с половиной года настал момент, который отрезал все пути назад - она стала свидетелем казни Патрика Сонье.
«Это событие просто вывернуло мою жизнь наизнанку. Я стала свидетелем убийства от имени государства, и я должна была о нём рассказать. Я также наблюдала за родственниками жертвы, видела их страдания и то, что смертная казнь не принесла им утешения. Более того, она лишь отодвинула это иллюзорное утешение, которое они должны были получить, сидя в первом ряду и наблюдая смерть Патрика».
Участие в судьбе Патрика Сонье сделало сестру Прежан непримиримым противником смертной казни. Всё пережитое она вложила в удостоенную Пулитцеровской премии книгу «Мертвец идёт», которая легла в основу фильма режиссёра Тима Роббинса, сценарий которого написал он сам.
В своих усилиях, которые она, по-видимому, не собирается ослаблять, сестра Прежан также, и с заметным успехом, противостоит двум наиболее могущественным институтам мирового влияния - римско-католической церкви и государственной власти США. Сегодня в канун своего 70-летия она, как и прежде, не прекращает своей всемирной кампании за запрещение смертной казни. Не менее ста раз в год она выступает с речами и по-прежнему навещает мужчин и женщин, ожидающих смертной казни.
Сестра Прежан со всей страстью обрушивается на многочисленные проявления несправедливости, по её мнению неотделимые от смертной казни: расизм, стремление обвинять во всех грехах бедняков, вред, который смертная казнь причиняет палачам и всему обществу в целом, унижение человеческого достоинства.
«Недостойно убивать беззащитного человека», - говорит она. - «Это стало основной темой моего разговора с Папой Иоанном Павлом в 1997 году. Я сказала ему, что Amnesty International занимает по данному вопросу исключительно принципиальную позицию, которой недостаёт католической церкви. Я указала ему на лазейку, оставленную в его энциклике «Евангелие жизни» для случаев абсолютной необходимости. Я также сказала ему, что вопрос о смертной казни нельзя оставлять на усмотрение властей, так как они неизменно склонны считать эту меру абсолютно необходимой».
«Во время визита в Сент-Луис в 1999 году Папа впервые поставил смертную казнь в один ряд с другими жизненно важными проблемами. Он сказал «нет» смертной казни из-за её жестокости и необязательности при наличии тюрем, и добавил, что «даже у тех из нас, кто совершил ужасное преступление, есть собственное достоинство».
Как говорит сестра Прежан, «теперь, когда стратегия ясна, наша задача - просветить людей! В США 65 миллионов католиков. Те штаты, где католиков большинство, реже всего прибегают к смертной казни. Мобилизовав 65 миллионов католиков, мы сможем положить конец смертной казни».
По её словам, Amnesty International научила её считать права человека его неотъемлемыми правами, а не тем, чем власть награждает людей за примерное и может отнять за плохое поведение.
«Amnesty стала моим учителем скорее, чем католическая церковь, к которой я принадлежу, и которая [в тот момент] не была бескомпромиссным противником смертной казни. Amnesty укрепила мою решимость, научила организовывать людей и просвещать их».
Один из главных уроков, который извлекла сестра Прежан, заключается в том, что начинать лучше с простого: «Например, написать письмо кому следует. Если мы позволим этому цветку полностью распуститься, он изменит всю нашу жизнь, так как речь идёт о защите достоинства каждого из нас. Дело не столько в том, что их [приговорённых к смертной казни], необходимо изменить. Дело в нас. Это научит нас, что жизнь одна, и это самое главное. Мы обязаны делать самое важное, не ограничиваясь повседневными проблемами».
27 ноября 2008 года
#правозащитники #блог #смертная казнь