По словам высокопоставленного представителя судебной власти Ирана, в стране продолжат казнить по приговору суда несовершеннолетних преступников, осуждённых за убийство. С таким заявлением Хусейн Забхи, помощник Генерального прокурора по судебным вопросам, выступил в субботу, поясняя высказывание, прозвучавшее в четверг, которое ввело в заблуждение иранскую и международную общественность и успело получить широкое одобрение.
Заявление разбило надежды, как минимум, 130 семей, чьим близким угрожает казнь за преступления, совершённые до достижения ими 18 лет. Оно вновь продемонстрировало десяткам правозащитников, активно выступавшим по данному вопросу, что с их мнением не считались и не будут считаться впредь.
Иранские полицейские и публика наблюдают за казнью преступников. 1 августа 2007 года, окрестности Машада.
© AP/PA Photo/Halabisaz
В субботнем заявлении Хусейн Забхи отметил, что решение о кисасе (возмездии) «принимают не столько власти, сколько частное лицо, выступающее в качестве истца». Кисасом власти Ирана называют казнь за убийство, осуществляемую по приговору суда, который расценивается как процесс, касающийся двух сторон-частных лиц.
Amnesty International осудила прозвучавшие уточнения. Организация обеспокоена тем, не имело ли высказывание от 16 октября своей целью ввести в заблуждение иранскую и международную общественность, когда отмечалось, что в Иране перестанут казнить лиц, не достигших 18 лет, независимо от инкриминируемого им преступления. Пресс-секретарь Amnesty International призвал верховного лидера вмешаться в это дело, не терпящее отлагательства.
«В его власти решить данный вопрос и прекратить раз и навсегда казни несовершеннолетних, осуществляемые государством, в том числе и казни тех, кто приговаривается к кисасу за убийство, - сказала Хасиба Хадж Сахрауи, заместитель директора региональной программы по Ближнему Востоку и Северной Африке. - Такой шаг привёл бы к соблюдению Ираном своих международных обязательств и положил бы конец словесным играм, которые вводят людей в заблуждение и имеют драматические последствия».
В четверг Хусейн Забхи сказал, что, в соответствии с распоряжением, которое поступило от судебной власти во все судебные инстанции Ирана, государство больше не станет казнить несовершеннолетних за какие-либо преступления, совершённые ими до достижения 18 лет. Казалось, что эти слова пробили брешь в прежней практике, несмотря на то, что распоряжения не имеют силы закона.
Например, распоряжение от 2002 года о прекращении забивания камнями, изданное главой судебной власти в 2002 году, так никогда и не выполнялось в полной мере, и приговоры к забиванию камнями продолжают выноситься - в июле 2007 года мужчина был забит камнями.
В правовой системе Ирана имеется различие между случаями, когда назначается наказание в виде казни (хокм-и ‘эдам), и кисасом, хотя в прессе зачастую сообщается, что люди, приговорённые к кисасу, приговорены к смертной казни.
Согласно иранским законам, убийство расценивается как частный спор между двумя гражданскими сторонами, а на государство возлагается функция посредника при разрешении данного спора в суде. В этом смысле к смертной казни (хокм-и ‘эдаму) приговаривает государство, тогда как к кисасу - родственники жертвы. Поэтому приговорённые к кисасу не могут быть помилованы или амнистированы верховным лидером.
«С точки зрения международного права, именно на Иране лежит вся ответственность за соблюдение и защиту прав людей, находящихся под его юрисдикцией, вне зависимости от того, какую роль играют стороны-частные лица в отправлении правосудия, - сказала Хасиба Хадж Сахрауи. - В случае с кисасом Иран обязан соблюдать права несовершеннолетних преступников. Государство должно сделать всё, от него зависящее, чтобы процесс, который проходит при его помощи, не приводил к казни преступника, и стороны-частные лица не могли бы предпринять никаких действий, результатом которых стала бы казнь несовершеннолетнего преступника».
Известно, что в Иране казнят как несовершеннолетних, не достигших 18 лет, так и несовершеннолетних преступников, которым исполнилось 18 на момент казни. Согласно информации, которой располагает Amnesty International, в Иране смертной казни дожидаются по меньшей мере 130 несовершеннолетних преступников.
Организация опасается, что реальные цифры могут быть выше. Начиная с 1990 года, в Иране были казнены не менее 37 несовершеннолетних преступников, в том числе восемь в 2007 году и уже, как минимум, шесть в 2008-м. По имеющимся сведениям, ни в одной другой стране мира в 2008 году несовершеннолетних преступников не казнили.
24 октября 2008 года