AMNESTY INTERNATIONAL
ПРЕСС-РЕЛИЗ
18 ноября 2008 года
Спустя сто дней после августовского конфликта свыше 20 000 этнических грузин по-прежнему не могут вернуться в свои дома в Южной Осетии, а большинство тех, кто смог вернуться домой - по обеим сторонам - нашли свои жилища разграбленными или уничтоженными.
«Вдоль фактической границы между Южной Осетией и остальной территорией Грузии возникла новая сумеречная зона, куда население возвращается на свой страх и риск. Грабежи, убийства, взрывы и похищения людей - такие сообщения поступают нам в последние недели», - заявила Директор программ Amnesty International по Европе и Центральной Азии Никола Дакворт.
«Следует снять все ограничения на передвижение международных наблюдателей. Все стороны конфликта должны удвоить усилия по обеспечению безопасного возвращения всех без исключения вынужденных переселенцев».
Теперь, когда война отступила, Amnesty International призывает не откладывать в долгий ящик расследование действий всех сторон, участвовавших в боевых действиях.
«Без правды и привлечения преступников к ответственности не может быть ни примирения, ни прочного мира».
Как говорится в опубликованном сегодня докладе Amnesty International «Мирные жители на линии огня: грузино-российский конфликт», собранные организацией доказательства неумолимо свидетельствуют о серьёзных нарушениях международного гуманитарного права и права в области прав человека, допущенных всеми сторонами.
В период с ночи с 7-го на 8-е и по 13 августа деревни и спальные кварталы городов подвергались бомбардировкам и артобстрелам. Мирные жители сообщали и о том, что попадали под бомбёжку, когда пытались спастись бегством. Общее число погибших мирных жителей существенно превышает число убитых среди непосредственных участников военных действий. В населённых пунктах в зоне боевых действий оказались частично или полностью разрушены жилые дома, больницы, школы и другие объекты гражданской инфраструктуры.
В разгар конфликта вынужденными переселенцами стали не менее 200 000 человек. В долгосрочном плане конфликт привёл к тому, что десятки тысяч людей, лишённых надежды вернуться домой в обозримом будущем, надолго оказались в изгнании.
В населённых пунктах и их окрестностях кассетные боеприпасы применялись как грузинской, так и российской стороной, что привело к многочисленным жертвам среди мирного населения. При этом большие участки земли стали небезопасными из-за неразорвавшихся боеприпасов. Они по-прежнему угрожают мирным жителям, возвращающимся домой по окончании конфликта.
По словам Николы Дакворт: «И грузины, и русские обвиняют друг друга в военных преступлениях, совершённых во время конфликта. Всем конфликтующим сторонам необходимо тщательно и объективно расследовать все подобные утверждения и, если они подтвердятся, призвать виновных к ответу».
В свете противоречивых заявлений и взаимных упрёков, выдвигаемых как грузинскими, так и российскими властями, Amnesty International призывает обе стороны прибегнуть к помощи Международной комиссии по установлению фактов (МКУФ), которая проведёт надлежащее расследование и опубликует его результаты.
Краткая справка
В основу доклада Amnesty International легли результаты нескольких исследовательских миссий в основные зоны боевых действий, предпринятых с августа по октябрь 2008 года, интервью с пострадавшими лицами, а также переписка с соответствующими органами власти Грузии, России и фактическим правительством Южной Осетии.
МКУФ представляет собой постоянный орган, состоящий из независимых экспертов, учреждённый согласно статье 90 Протокола № 1 к Женевской конвенции, в чьи задачи входит расследование сообщений о серьёзных нарушениях международного гуманитарного права. При ратификации Протокола № 1 (в 1989 году) Россия сделала заявление, предусмотренное статьёй 90, которым уполномочила МКУФ расследовать любые конфликты, которые могут возникнуть между ней и другим государством, сделавшим аналогичное заявление. Однако Грузия не сделала такого заявления.
Согласно положениям статьи 90, для того чтобы МКУФ получила право провести расследование, и Россия, и Грузия обязаны признать компетенцию Комиссии и обратиться к ней с просьбой о расследовании нарушений, допущенных в ходе конфликта. Согласие на проведение подобного расследования может быть ограничено рамками указанного конфликта, и не будет считаться постоянным подчинением компетенции Комиссии. Расследования в рамках МКУФ проводит Палата в составе пяти постоянных членов Комиссии и двух экспертов, привлечённых на временной основе (по одному от каждой стороны конфликта).
#беженцы и вынужденные переселенцы #военные преступления #Грузия #новости #Россия #Южная Осетия