Грузино-российский конфликт: для всех сторон на первом месте должна стоять защита мирных жителей и привлечение к ответственности виновных в преступлениях

AMNESTY INTERNATIONAL

ЗАЯВЛЕНИЕ

Индекс AI: EUR 04/004/2008

1 октября 2008 года

Улица Тельмана, Цхинвали

© AI

Обеспокоенность Amnesty International по-прежнему вызывают непрекращающиеся нарушения прав человека в Южной Осетии и прилегающей «буферной зоне», которые в данный момент находятся под контролем российских вооружённых сил. Такие нарушения отрицательно сказываются на благосостоянии всех жителей, оставшихся в Южной Осетии и буферной зоне, а также препятствуют этническим грузинам, покинувшим свои дома в зоне конфликта и оказавшимся в числе перемещённых лиц, воспользоваться своим правом на возвращение.

Amnesty International призывает власти России и Грузии, а также фактическое правительство Южной Осетии в равной мере обеспечить безопасность всех лиц на пострадавшей от конфликта территории. Кроме того, власти обязаны принять все меры к тому, чтобы обеспечить лицам, занятым оценкой потребности в гуманитарной помощи и предоставлением таковой, полного и беспрепятственного доступа во все затронутые конфликтом районы. Следует также создать необходимые условия для добровольного, достойного и безопасного возвращения перемещённых лиц на места их постоянного проживания.

Наблюдатели-правозащитники

Amnesty International призывает международное сообщество обеспечить, а стороны конфликта - согласиться на размещение международных наблюдателей-экспертов в области прав человека для мониторинга ситуации с соблюдением прав человека во всех районах, пострадавших в результате конфликта. Наблюдатели международного сообщества должны регулярно предавать огласке установленные ими факты.

Собака, которая прячется под кроватью в брошенном доме в грузинской деревне близ Цхинвали.

© AI

Несмотря на то, что в настоящее время в буферную зону направлены наблюдатели Европейского Союза (ЕС), по всей видимости, они не обладают и смогут получить полноценный доступ ни в Южную Осетию, ни в Абхазию.

Наблюдательная миссия ЕС должна начать работу с 1 октября, и по состоянию на 29 сентября более трёхсот её сотрудников начали прибывать на свои места. Помимо наблюдения за исполнением условий мирного соглашения, в мандате миссии также отдельно оговорены мониторинг ситуации в области прав человека с упором на обеспечение верховенства закона и общественного порядка, в том числе безопасного возвращения перемещённых лиц и беженцев. Amnesty International настоятельно просит ЕС проследить за тем, чтобы все направляемые наблюдатели-правозащитники обладали достаточными навыками и прошли соответствующую подготовку. Они должны следить за развитием ситуации и регулярно информировать широкую общественность об установленных фактах.

В настоящее время в районах, прилегающих к Южной Осетии, находятся 28 военных наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые следят за всеми перемещениями войск и любыми вспышками насилия. Однако переговоры по поводу допуска в пострадавший регион ещё 80 военных наблюдателей, а также 8 наблюдателей - в Южную Осетию, приостановлены.

Помимо этого, Amnesty International обратилась ко всем соответствующим органам Совета Европы с призывом пристально отслеживать последствия конфликта, сказывающиеся на ситуации в области прав человека. Во время пленарного заседания Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), начавшегося 29 сентября, организация потребовала от ПАСЕ назначить докладчиков, которые на постоянной основе наблюдали бы за ситуацией, посещали регион и сообщали о результатах на пленарных заседаниях ассамблеи.

По мнению Amnesty International, действующие в регионе миссии различных органов международного сообщества должны сотрудничать, согласовывать свою работу и взаимно дополнять друг друга. Установленные ими факты и оценки следует предавать гласности и, исходя из них, выделять необходимые человеческие и материальные ресурсы, а также разрабатывать программы, нацеленные на поощрение соблюдения и защиты прав человека и возмещение вреда, включая компенсации пострадавшим от имевших место преступлений.

Независимые расследования

В августе 2008 года Amnesty International четыре раза посещала регион с целью сбора информации. Полученные данные, а также сведения из других источников указывают на то, что во время и после конфликта все стороны грубо нарушали международное гуманитарное право и право в области прав человека. Amnesty International направила письменные обращения к правительствам Грузии, России и действующей администрации Южной Осетии с просьбой предоставить более подробную информацию о предполагаемых нарушениях, прежде чем организация опубликует собранные ею факты.

Amnesty International призывает все стороны конфликта незамедлительно провести независимые, беспристрастные и тщательные расследования по всем заявлениям о серьёзных нарушениях международного права в области прав человека и гуманитарного права, совершённых любым и каждым из участников. Виновных необходимо привлечь к ответственности в соответствии с международными нормами справедливого судебного разбирательства.

С учётом тяжести обвинений в нарушении международного права, выдвигаемых против всех сторон конфликта, Amnesty International также призывает международное сообщество организовать полноценную миссию по установлению фактов, а стороны конфликта - дать согласие на её проведение. В рамках миссии следует провести тщательное расследование по всем заявлениям о грубых нарушениях гуманитарного права и права в области прав человека в ходе конфликта и опубликовать полученные результаты. При проведении расследования и составлении докладов сотрудники миссии должны руководствоваться соответствующими нормами международного гуманитарного права и права в области прав человека. Помимо этого, в доклад по итогам расследования следует включить рекомендации по пресечению нарушений международного права и предупреждению их в будущем, а также по обеспечению возмещения вреда, в том числе по восстановлению справедливости в отношении пострадавших. Миссия должна получить все необходимые ресурсы. Специалисты миссии по установлению фактов должны иметь доступ ко всей соответствующей информации и возможность общаться со всеми интересующими их людьми. Всех лиц, предоставивших следствию информацию, нужно защитить от возможного возмездия. Для проведения тщательного и авторитетного расследования оснащение миссии по установлению фактов и поддержка, оказываемая её сотрудникам, должны соответствовать масштабам предполагаемых нарушений прав человека и сложности фактической и юридической стороны вопроса. Среди прочего в состав миссии следует включить достаточное число экспертов в области международного гуманитарного права и права в области прав человека; военных и уголовных следователей; специалистов по вооружениям и баллистике; судебно-медицинских экспертов; специалистов по обеспечению защиты потерпевших и свидетелей, в том числе женщин и детей.

Кассетные боеприпасы

Многочисленные свидетельства очевидцев, а также наличие неразорвавшихся снарядов в зоне конфликта указывает на использование во время конфликта кассетных боеприпасов. Кассетные боеприпасы представляют серьёзную угрозу жизни и благосостоянию гражданского населения как в момент их использования, так и по завершении военных действий. Это связано со значительным радиусом поражения кассетных боеприпасов и большим числом входящих в их состав поражающих элементов, которые остаются неразорвавшимися. Грузинские власти признали использование кассетных боеприпасов неподалёку от входа в Рокский тоннель - единственной автодороги, связывающей Южную Осетию с Северной Осетией (субъект Российской Федерации). Российские власти продолжают отрицать применение кассетных боеприпасов, хотя у Amnesty International имеются доказательства обратного.

Amnesty International продолжает требовать от всех сторон конфликта обнародования подробной информации, касающейся использования кассетных боеприпасов в ходе недавнего конфликта, чтобы можно было известить население и очистить территорию от неразорвавшихся боевых элементов.

Право на возвращение

Десятки тысяч этнических грузин, бежавших из Южной Осетии, Абхазии и районов буферной зоны, по-прежнему не имеют возможности спокойно, достойно и надолго вернуться в свои дома. Среди прочего для их добровольного возвращения требуется восстановление порядка и разрушенного жилья.

Amnesty International призывает все стороны конфликта соблюдать и обеспечивать право всех внутренне перемещённых лиц на безопасное и достойное возвращение на прежнее место жительства. Международное сообщество обязано и далее следить за процессом возвращения и способствовать ему.

КОНТЕКСТ

Сообщения о нарушениях международного гуманитарного права и права в области прав человека

Во время своих визитов в районы, пострадавшие от конфликта, Amnesty International собрала информацию, указывающую на то, что в ходе вооружённого противостояния и грузинские, и российские войска, а также югоосетинские военизированные формирования грубо нарушали международное гуманитарное право.

Нарушения, в которых обвиняются грузинские войска

В частности, Amnesty International обеспокоена тем, что в ходе артиллеристского обстрела Цхинвали и соседних сёл грузинскими войсками в ночь с 7 на 8 августа предположительно не делалось различий между военными целями, мирным населением и гражданскими объектами. Представители Amnesty International отметили, что в Цхинвали разрушено множество жилых домов, расположенных на некотором расстоянии от возможных военных целей. Наибольший ущерб был причинён ракетами «Град», которые, как известно, из-за своей невысокой точности не должны применяться в районах, где находится гражданское население. Представители Amnesty International также отметили значительные разрушения домов в селе Хетагурово, расположенном неподалёку от Цхинвали; кроме того, им сообщили о гибели шести мирных жителей и о множестве раненых.

Казбек Джилоев рассказал делегатам Amnesty International о том, что он пережил во время атаки на его дом, расположенный в жилом районе на юге Цхинвали ночью 7 августа:

Мы слушали Саакашвили, который говорил, что он согласен вести любые переговоры. Мы были спокойны… Я пил чай, и тут неожиданно послышались выстрелы, а потом танки, артиллерия… мы все спустились вниз. Два часа спустя я услышал взрывы, дом задрожал, взорвалась крыша, и на наш дом упала ракета «Град». Загорелся диван и другая мебель. Мы услышали звук приближающегося самолёта, который начал стрелять по нам из пулемёта. Мы с братом снова спрятались внизу. Через некоторое время упал ещё один «Град» и уничтожил полдома. Я был в шоке. Грузины уверяют, что они стреляли по позициям российских военных. Это ложь. Не было там никаких военных. Они стреляли по мирным жителям. Там вообще не было ничего военного. Там были мы с братом и матерью… Теперь у меня нет дома. Сейчас погода хорошая и я могу спать в саду, но я не знаю, что делать, когда пойдут дожди. Мне никто не помогает. Я никогда не смогу отстроить дом, потому что у меня денег нет.

Много поездив по Цхинвали, делегаты Amnesty International пришли к выводу, что от прямых попаданий грузинских снарядов во время первоначальной бомбардировки пострадали свыше 100 жилых домов, во многих из которых, по словам очевидцев, в то время жили люди. Как утверждают жители обстрелянных районов, на каждой из пострадавших улиц погибло от 2-3 до примерно 10 человек в местах, подвергшихся самым сильным обстрелам. Жертв могло бы быть намного больше, если бы не то, что многие дома строились из железобетона, и жители прятались в подвалах, что их и спасло. Чаще всего люди погибали при попадании бомб в кирпичные дома и когда они находились на улице во время взрыва и попадали под обломки от падающих ракет.

Нарушения, в которых обвиняются российские войска

Amnesty International обеспокоена тем, что во время российских авиаударов, в результате которых погибли и получили ранения мирные жители, предположительно не делалось различий между военными целями, мирным населением и гражданскими объектами. Обсуждаемые нападения происходили с 8 по 12 августа; удары наносились по городу Гори и сёлам в Южной Осетии и прилегающих к ней районах, где грузины составляли национальное большинство. Так, например, российские бомбы упали 12 августа в районе 12:00 на центральной площади Гори перед зданием местной администрации, в результате чего, как сообщается, погибли восемь человек. Опрошенные свидетели утверждают, что в непосредственной близости отсутствовали какие-либо военные цели. Согласно поступившим данным, при этом нападении, возможно, применялись кассетные бомбы.

Сообщается, что 9 августа российские истребители нанесли удар с воздуха по селу Карби. Житель Карби так описывает Amnesty International бомбардировку села:

«Мы просто мирные жители. Наверно, это была ошибка, зачем им нас бомбить? Над селом пролетел самолёт и сбросил две бомбы. У меня на глазах погибли семь человек. Ещё одна бомба упала на другом конце села и убила ещё двоих. В селе не было грузинских военных. Грузинские батареи с зенитным оружием стояли в двух километрах от нас. Сначала они стреляли по батареям. А затем самолёт вернулся и сбросил две бомбы на село. Я не мог поверить, что русские сделают с нами такое. У меня было много русских друзей. Я служил в российской армии. Это у меня в голове не укладывается!»

Нарушения, в которых обвиняются осетинские вооружённые формирования, находящиеся под фактическим контролем России

Amnesty International также зафиксировала многочисленные факты мародёрства и поджогов в грузинских сёлах на территории Южной Осетии. Югоосетинские силы, военизированные формирования и вооружённые лица, часть из которых, как утверждается, прибыла из Российской Федерации, были причастны к разграблению и разрушению домов, принадлежащих этническим грузинам, в ходе чего немногим из оставшихся жителей угрожали, а некоторых убили. Первая волна грабежей прокатилась по анклавам на территории Южной Осетии, которые прежде управлялись из Грузии. По словам опрошенных Amnesty International свидетелей, когда российские войска входили в сёла, там оставалось лишь несколько десятков жителей: в основном, старики и инвалиды и те, кто не захотел покинуть свои дома. Следом за российскими войсками в сёла входили вооружённые группировки и нерегулярные формирования, в составе которых были югоосетины, а также представители некоторых субъектов Российской Федерации. Именно эти ополченцы и совершали крупномасштабные грабежи и поджоги.

После отступления грузинских войск российские силы вошли в Горийский район, и грабежи и мародёрство начали происходить вдоль главных дорог, которые контролировались российскими военными.

Женщина из югоосетинского села Курта сказала Amnesty International:

Через сад проходили люди в военной форме. Они говорили по-русски, но были нерусскими. Думаю, это были осетины, чеченцы, какие-то азиаты, может, узбеки, и казаки. Военная форма на них была одинаковая, и у всех были «калашниковы». Они подожгли около 15 домов в Курте и вывезли домашнюю скотину на грузовиках. Уходя из Курты, мы видели, как похищали двоих наших соседей: их втолкнули в машину, где сидели мародёры. Мы ушли из Курты 13 августа, пешком. Мы отправились в Эредви через Хейти. В Эредви мы увидели трупы: мужчина, женщина и двое детей. Мы отправились дальше и дошли до села Дици [за пределами Южной Осетии]. В Дици трупов не было, часть домов сожжены, но не все. Из Дици мы пошли в Тырдзниси. Там мы тоже увидели много сожжённых домов, на улицах валялись вещи. Там мы переночевали, и оттуда двинулись к Тквиави. Там было много трупов, под машинами и фургонами. Все погибшие были мирными жителями. Мы не видели ни одного мёртвого грузинского солдата…»

Amnesty International выражает озабоченность тем, что российские войска в контролируемых ими районах не смогли эффективно защитить от подобных преступлений мирных жителей и их собственность.

Грабежи и разрушения продолжались и в буферной зоне, которая сейчас находится под контролем российских военных. Два дня подряд (29 и 30 августа) на блокпосту Каралети российские военнослужащие не пускали представителя Amnesty International в буферную зону. Ситуация с безопасностью остаётся сложной. Желающие предоставить гуманитарную помощь сталкиваются с трудностями.

Беженцы и вынужденные переселенцы

По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) на 18 сентября, из своих домов были вынуждены бежать 163 000 человек. Из них в самой Грузии находились 127 000 человек, и ещё 36 000 - в России.

Согласно поступившим сообщениям, с момента прекращения вооружённых действий подавляющее большинство югоосетин, бежавших в Российскую Федерацию, смогли вернуться домой. Также имеется информация, что идёт восстановление разрушенных домов, принадлежащих этническим осетинам.

18 сентября УВКБ также сообщил, что из примерно 127 000 перемещённых лиц, находящихся на территории Грузии, лишь 68 000 смогли вернуться и ещё 5 000, как ожидается, смогут вернуться до конца года. По мнению УВКБ, 23 000 смогут вернуться в 2009 году, когда их дома будут отремонтированы. Между тем, Amnesty International всерьёз обеспокоена препятствиями к возвращению десятков тысяч этнических грузин. Двенадцатого сентября УВКБ заявило, что 31 000 человек не смогут вернуться домой в обозримом будущем. Эта цифра включает в себя примерно 22 000 человек, бежавших из Южной Осетии, 8 000 человек, проживавших в недоступных теперь районах буферной зоны, и 1 000 человек из Абхазии. Среди прочего, для их добровольного возвращения требуется восстановление порядка и разрушенного жилья.

Хотя приоритетом должно являться возвращение перемещённых лиц в свои прежние дома, необходимо найти долгосрочное решение проблемы с временным жильём для тех, кто остаётся в Гори, Тбилиси и других населённых пунктах и пока не может вернуться. Все внутренне перемещённые лица имеют право на безопасное и достойное возвращение на своё прежнее место жительства. Каждый человек должен добровольно выбирать из имеющихся и приемлемых для него вариантов интеграции в жизнь общества или переселения на постоянное место жительства в другие регионы страны. Защита и соблюдение прав внутренне перемещённых лиц, в том числе экономических и социальных прав, не может откладываться до тех пор, пока сложится благоприятная политическая ситуация. На грузинских властях лежит ответственность за то, чтобы приложить максимум усилий для обеспечения прав всех перемещённых лиц без какой-либо дискриминации.

#беженцы и вынужденные переселенцы #военные преступления #вооружённый конфликт #Грузия #новости #Россия #Южная Осетия