Совет Европы: нельзя прекращать мониторинг последствий грузино-российского конфликта с точки зрения прав человека

AMNESTY INTERNATIONAL

ЗАЯВЛЕНИЕ

Индекс AI: EUR 04/003/2008

26 сентября 2008 года

Грузинские установки залпового огня в селе Эргнети (грузинское село в Южной Осетии), 8 августа 2008 года

© APGraphicsBank

Подводя итоги исследовательских поездок на места событий, а также других видов исследований, Amnesty International приходит к выводу, что имеются серьёзные свидетельства того, что как грузинские, так и российские вооружённые силы нарушали международное право, в том числе путём неизбирательных нападений, в результате которых погибли либо получили ранения многие мирные жители. Дома этнических грузин в зоне конфликта и прилегающих районах сильно пострадали и были разграблены, в том числе участниками осетинских военизированных формирований.

Amnesty International по-прежнему озабочена положением с правами человека в районах, пострадавших от конфликта, в том числе в так называемой зоне безопасности; судьбой тех, кто потерял крышу над головой, а также лиц, бежавших от конфликта, которым ещё предстоит вернуться домой.

Российские танки на пути в Южную Осетию. Граница с Северной Осетией, 8 августа 2008 года.

© APGraphicsBank

Организация не устаёт призывать все стороны, вовлечённые в конфликт, обеспечивать защиту и равное соблюдение прав всех лиц, которые находятся в пострадавших от конфликта районах, без какой-либо дискриминации.

В частности, соответствующие органы власти обязаны:

  • положить конец непрекращающимся правонарушениям;
  • предоставить информацию об использовании кассетных вооружений, чтобы предупредить население об опасности, обезвредить пострадавшие районы и ликвидировать неразорвавшиеся боеприпасы;
  • принять меры по обеспечению защиты и соблюдению прав всех вынужденных переселенцев, в том числе меры, необходимые для создания условий для добровольного и безопасного возвращения людей, решивших вернуться в свои дома на постоянное жительство;
  • гарантировать беспрепятственный доступ гуманитарным организациям, представителям международного сообщества и наблюдателям-правозащитникам;
  • обеспечить независимое, непредвзятое и тщательное расследование всех сообщений о случаях грубого нарушения международного права в области прав человека и гуманитарного права; привлечь виновных к суду в соответствии с международными стандартами справедливого судебного разбирательства; а также возместить вред, причинённый пострадавшим, в том числе выплатить компенсации.
  • Amnesty International отметила, что органы Совета Европы на протяжении многих лет следили за развитием ситуации в регионе, и что Генеральный секретарь, Комиссар по правам человека, Парламентская ассамблея, Конгресс местных и региональных властей, а также Европейский суд с самого начала владеют информацией о проблемах, вызванных конфликтом.

Организация с одобрением встретила инициативу Бюро Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) об отправке в районы, пострадавшие от конфликта, делегации, куда войдут представители различных сторон, а также предложение о проведении экстренного обсуждения последствий войны между Грузией и Россией на предстоящем пленарном заседании ПАСЕ, которое пройдёт с 29 сентября по 3 октября в Страсбурге.

Amnesty International считает, что органы Совета Европы могут и должны сыграть важнейшую роль в усилиях по обеспечению защиты и равного соблюдения прав человека во всех районах, пострадавших от конфликта, без какой-либо дискриминации. Предотвращение дальнейших нарушений международного права и обеспечение возмещения вреда, в том числе восстановление справедливости по отношению к пострадавшим от произвола во время конфликта и после его окончания, должны и дальше находиться на повестке дня Совета Европы.

Поэтому Amnesty International призывает ПАСЕ сделать всё от неё зависящее, чтобы (по завершении предстоящей сессии и весьма вероятного экстренного обсуждения) влияние, оказанное этим конфликтом на права человека, оставалось в центре внимания соответствующих комитетов (в том числе Комитета по юридическим вопросам и правам человека, Комитета по миграции, беженцам и населению, а также Наблюдательного комитета). Эти комитеты должны получить полномочия для назначения докладчиков и обеспечения их ресурсами, достаточными для мониторинга и посещения всех районов, затронутых конфликтом, координации совместной работы с другими участниками процесса, а также подготовки периодических докладов к пленарным заседаниям ПАСЕ.

#вооружённый конфликт #Грузия #новости #Россия #Совет Европы #Южная Осетия