Угроза экстрадиции из Украины и Казахстана нависла над просителями убежища из Узбекистана

AMNESTY INTERNATIONAL

ЗАЯВЛЕНИЕ

Индекс AI: EUR 04/002/2010

6 июля 2010 года

Amnesty International обеспокоена тем, что украинские и казахские власти, по всей видимости, ужесточают меры по принудительному возвращению на родину просителей убежища из Узбекистана. Это происходит вопреки решению Европейского суда по правам человека от 10 июня 2010 года, в котором говорится, что «для любого подозреваемого в совершении уголовного преступления, находящегося в [узбекской] тюрьме, велика угроза пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения». Организация призывает власти обеих стран отказаться от принудительного возвращения просителей убежища в Узбекистан, где им действительно грозят пытки и прочие грубые нарушения прав человека, и незамедлительно отпустить их на свободу.

Amnesty International стало известно, что в Казахстане сейчас находятся под стражей в ожидании принудительного возвращения 30 узбекских беженцев и просителей убежища. Трое просителей убежища родом из Узбекистана содержатся под стражей в Украине, и им также грозит экстрадиция.

Все эти просители убежища и беженцы - правоверные мусульмане, которые ходили в Узбекистане в негосударственные мечети. Amnesty International неоднократно отмечала случаи нарушений права на свободу вероисповедания в Узбекистане. Больше всех пострадали такие представители неофициальных объединений, как евангелические христиане и мусульмане, молящиеся в негосударственных мечетях. Под предлогом обеспечения национальной безопасности и борьбы с терроризмом узбекские власти не прекращают активно добиваться выдачи из соседних государств предполагаемых членов исламских движений и исламистских партий, запрещённых в Узбекистане. Большинство насильно возвращённых в Узбекистан людей удерживаются под стражей без связи с внешним миром, что повышает риск того, что они могут пострадать от пыток и других видов жестокого обращения.

Как Украина, так и Казахстан являются странами-участницами Конвенции о статусе беженцев 1951 года, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, а также Международного пакта о гражданских и политических правах. Будучи участниками этих соглашений, они несут обязательство не возвращать людей в государства или территориальные образования, где тем грозят пытки и другие формы жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания, а также прочие виды грубого нарушения прав человека.

Помимо этого, Amnesty International обеспокоена тем, что 11 людям из числа просителей убежища, задержанных в Казахстане, не позволяют завершить процедуру обжалования решений об отказе в присвоении статуса беженца. Трое просителей убежища в Украине опротестовали решение об отказе в предоставлении им статуса беженцев в этой стране, однако есть риск, что их выдадут раньше, чем состоится пересмотр их дел. Как участники Конвенции о статусе беженцев и Казахстан, и Украина обязаны позволить просителям убежища оставаться на своей территории до тех пор, пока не будет принято окончательное решение о присвоении статуса беженца.

Просители убежища, задержанные в Казахстане

В июне в Казахстане были задержаны 30 узбекских беженцев и просителей убежища, и сейчас им грозит выдача в Узбекистан. Двадцать четыре человека из этой группы были задержаны на юге страны в городе Алма-Ате ранним утром 9 июня в ходе рейдов по домам, в которых те проживали. Сообщалось, что врывавшиеся в дома силовики не предъявляли никаких ордеров на обыск, порой избивали их (в том числе ногами), а также изымали мобильные телефоны, компьютеры, книги и прочие личные вещи.

Все 30 человек бежали из Узбекистана, опасаясь преследований за связи с религиозными группировками, запрещёнными в Узбекистане. Жёнам задержанных сказали, что их мужьям грозит экстрадиция в Узбекистан ввиду предъявленных им обвинений в членстве в незаконных религиозных или экстремистских организациях, а также в попытке государственного переворота. Десятого июня недавно созданная государственная комиссия по предоставлению статуса беженцев должна была рассмотреть ходатайства о предоставлении убежища, поданные одиннадцатью из них. Остальные получили статус беженцев в алма-атинском отделении Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) и дожидались переселения в третью страну, где они были бы в безопасности.

Просители убежища, которым грозит опасность в Украине

Умид Хамроев - гражданин Узбекистана из Самарканда - был задержан сотрудниками украинских правоохранительных органов 15 июня на том основании, что в Узбекистане он находится в розыске. В Узбекистане против него выдвинуты обвинения по четырём пунктам. Речь идёт о членстве в незаконных религиозных или экстремистских организациях, распространении материалов, угрожающих общественной безопасности и порядку, а также попытках свержения конституционного строя. В Узбекистане его уже дважды арестовывали, а двоих его родственников приговорили по сходным обвинениям. В 2009 году Умид Хамроев обратился с просьбой о предоставлении убежища в Украине, однако его прошение отклонили. Он попытался обжаловать это решение, однако 10 июня 2010 года Киевский окружной административный суд оставил его ходатайство без удовлетворения. Прежде чем он смог обратиться с заявлением в Киевский апелляционный административный суд касательно последнего судебного решения, его арестовали. Двадцать четвёртного июня ему продлили срок содержания под стражей ещё на 40 дней. Его адвокат обжаловал арест Умида Хамроева в Апелляционном суде Киевской области.

Косим Дадаханов уехал из Узбекистана в Россию в 1993 году, а в 2000 году получил российское гражданство. Когда выяснилось, что власти Узбекистана выдали ордер на его арест, его ненадолго задержали в Тюмени, где он тогда проживал. После вмешательства Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации его отпустили. В сентябре 2009 года от него потребовали дать показания в суде, так как появилась информация, что при получении российского гражданства он лжесвидетельствовал. Опасаясь, что его лишат российского гражданства, он в ноябре 2009 года с двумя жёнами и 10 детьми переехал в Украину. По прибытии он вместе с семьёй обратился за получением там статуса беженца. Миграционные власти отклонили его ходатайство о присвоении статуса беженца, и сейчас он обжалует это решение в Киевском окружном административном суде. Сотрудники украинских правоохранительных органов задержали его 29 июня на основании того, что в Узбекистане он находится в розыске. На родине против него выдвинуты обвинения в создании и распространении материалов, угрожающих общественной безопасности и порядку, в организации преступной группировки и нарушении правил противопожарной безопасности.

Шодилбек Соибжонов был задержан 2 июля в украинском городе Белая Церковь Киевской области в связи с запросом из Узбекистана, где против него выдвинуты обвинения в причастности к религиозным, экстремистским, сепаратистским и прочим запрещённым организациям. Поначалу в милиции забрали у него паспорт и отпустили, однако 6 июля его арестовали вновь, и его адвокат опасается, что его подзащитному грозит принудительное возвращение в Узбекистан. Шодилбек Соибжонов в 1998 году уехал из Узбекистана в Россию, где получил российское гражданство. Опасаясь, что его вышлют из России на родину, он в апреле 2010 года бежал в Украину, где обратился за предоставлением убежища. Его ходатайство отклонили, и сейчас он обжалует отказ в предоставлении статуса беженца в Киевском окружном административном суде.

Краткая справка

Amnesty International считает, что после так называемых андижанских событий в мае 2005 года в Узбекистане произошло серьёзное ухудшение ситуации с правами человека. В организацию продолжают поступать сообщения о повсеместных пытках и других видах жестокого обращения с задержанными и заключёнными в Узбекистане. Среди дел, о которых стало известно организации, - случай с более чем 30 женщинами, которых задержали сотрудники силовых структур в ходе контртеррористических операций в городе Карши в ноябре 2009 года. Считается, что все они являлись правоверными мусульманками, которые, возможно, посещали религиозные занятия с Зульхумор Хамдамовой, обвиняемой в организации незаконной религиозной группы. Утверждается, что милиционеры раздели женщин донага и угрожали им изнасилованием. На протяжении 20 часов они не выпускали женщин в туалет. Как минимум у четырёх женщин на момент задержания были грудные дети, а сотрудники милиции, как сообщалось, допрашивали их по нескольку часов, не позволяя кормить младенцев грудью. Двенадцатого апреля Кашкадарьинский уголовный суд признал троих женщин виновными в попытке свержения конституционного строя и создании угрозы общественной безопасности и приговорил Зульхумор Хамдамову к шести с половиной годам лишения свободы. Её сестру Мехринисо Хамдамову осудили на семь лет, а их родственницу, Шахло Пахматову, - на шесть с половиной лет.

Сообщения о пытках касаются не только мужчин и женщин, подозреваемых в причастности к запрещённым исламским группам или к совершению преступлений, связанных с терроризмом; упоминаются представители всех кругов гражданского общества, в том числе правозащитники, журналисты, бывшие (и зачастую высокопоставленные) госслужащие и сотрудники силовых ведомств. Многие из них утверждают, что под стражей их подвергали пыткам и жестокому обращению в целях получения признаний.

10 июня 2010 года Европейский суд по правам человека в решении по делу «Гараев против Азербайджана» постановил, что экстрадиция Шаига Гараева из Азербайджана в Узбекистан станет нарушением статьи 3 [запрещение пыток] Европейской конвенции о защите прав человека. Суд отметил, что «для любого подозреваемого в совершении уголовного преступления, находящегося в [узбекской] тюрьме, велика угроза пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения - как в целях получения признания, так и в виде наказания за преступление».

#беженцы и вынужденные переселенцы #новости #Казахстан #Узбекистан #Украина #Центральная Азия