AMNESTY INTERNATIONAL
ПРЕСС-РЕЛИЗ
5 августа 2010 года
Индекс AI: PRE01/262/2010
Я провела 20 лет своей жизни в этой крошечной комнатке в ужасных условиях… Мы с мужем до сих пор ждём, но никто нам ничего не говорит. Может быть, мне недолго осталось жить, но хотя бы оставшиеся годы я хочу прожить в достойных условиях.
Изольда, 69-летняя женщина из центра временного размещения в Тбилиси
(Тбилиси) Грузинские власти обязаны сделать нечто большее, чем необходимый минимум, для того чтобы люди, ставшие вынужденными переселенцами во время конфликтов 1990-х годов и войны с Россией в августе 2008 года, были обеспечены достаточным жильём, работой и услугами системы здравоохранения, заявила Amnesty International в опубликованном сегодня докладе.
В докладе In the waiting room: Internally displaced people in Georgia («В зале ожидания: вынужденные переселенцы в Грузии», на английском языке) рассказывается о том, насколько трудно тысячам людей, ставшим вынужденными переселенцами во время этих конфликтов, добиться элементарного социального обеспечения.
«Вынужденным переселенцам требуется нечто большее, чем просто крыша над головой. Правительство должно предоставить им работу, доступную медицинскую помощь и льготы. Кроме того, с ними должны советоваться и предоставлять им выбор в вопросах, влияющих на их жизнь», - сказала Никола Дакворт, директор региональной программы по Европе и Центральной Азии.
«Вынужденные переселенцы имеют право вернуться в свои дома в достойных и безопасных условиях. В то же время, тем, кто не может или не желает этого делать, правительство обязано предоставить возможность осесть или переселиться в другие части страны».
Примерно 6% населения Грузии (около 246 000 человек) являются вынужденными переселенцами внутри страны. Из них около 220 000 человек покинули свои дома во время конфликтов в начале 90-х годов.
Ещё 128 000 человек бежали из Южной Осетии и Кодорского ущелья в Абхазии во время грузино-российской войны в августе 2008 года либо вскоре после неё. Большинство из них уже вернулись в места прежнего проживания, но почти 26 000 человек до сих пор не могут вернуться, и в обозримом будущем у них не появится такой возможности.
В 2007 году правительство Грузии при международной поддержке приступило к разработке и осуществлению программ по обеспечению вынужденных переселенцев капитальным жильём.
Однако многие из тех, кому пришлось покинуть свои жилища почти два десятилетия назад, до сих пор живут в условиях скученности в больницах или военных казармах с практически отсутствующей санитарно-гигиенической инфраструктурой. Некоторые из новых поселений расположены в сельской местности, где нет элементарной инфраструктуры.
Правительственной поддержки до сих пор ждут те, кто живёт у родственников или в арендованных квартирах. Многие жалуются, что с ними никто не советуется по поводу мер, непосредственно влияющих на их жизнь.
«Все переселенцы до сих пор страдают от последствий войны. Вынужденным переселенцам нужны долгосрочные решения, и как можно быстрее, чтобы они смогли вернуться к нормальной жизни», - сказала Никола Дакворт.
Среди вынужденных переселенцев очень много безработных, а правительство до сих пор не имеет всесторонней программы, направленной на решение этой проблемы.
Плохие условия жизни и нищета подрывают здоровье вынужденных переселенцев, а из-за отсутствия информации и высоких цен на лечение им ещё труднее получать медицинскую помощь.
«Правительство Грузии сделало ряд важных шагов, однако, помимо решения жилищных проблем, необходимо предоставить людям возможность лечиться, работать и зарабатывать себе на жизнь. Только так можно вернуть в общество десятки тысяч граждан страны, до сих пор живущих в состоянии неопределённости», - сказала Никола Дакворт.
Иза, женщина из числа вынужденных переселенцев, живущих в центре временного размещения в Кутаиси, рассказала Amnesty International:
«17 лет назад, когда разразилась война, я была студенткой факультета иностранных языков в государственном университете, но так и не закончила учёбу. Скоро мой сын окончит школу, но у меня нет средств, чтобы дать ему высшее образование. Я не могу опять начинать всё сначала, и может быть, я уже никогда не смогу устроиться на работу, но я прошу правительство хотя бы моим детям дать больше перспектив, чтобы у них было лучшее будущее».
См. также:
#беженцы и вынужденные переселенцы #Грузия #новости #Южная Осетия