Грузия, Россия: страданиям мирного населения следует положить конец, а преступления - расследовать

AMNESTY INTERNATIONAL

ЗАЯВЛЕНИЕ

14 августа 2008 года

Несмотря на то, что крупномасштабные боевые действия в Грузии прекратились, Amnesty International обеспокоена постоянными сообщениями о грубых нарушениях прав человека в условиях нестабильной обстановки. Гражданское население Грузии по-прежнему не защищено от серьёзных нарушений прав человека, в том числе от нападений на этнической почве. Кроме того, сообщалось о нападениях на грузин и их имущество на территории Российской Федерации. Amnesty International призывает все стороны немедленно прекратить нарушения прав граждан и расследовать совершённые преступления.

12 августа при посредничестве Франции Грузия и Россия заключили временное перемирие до проведения дальнейших переговоров. Этому предшествовали пять дней военных действий на спорной территории Южной Осетии и Абхазии, а также непосредственно на территории Грузии. Сообщалось, что в течение конфликта тысячи мирных жителей были убиты или ранены, а десяткам тысяч пришлось оставить свои дома. Тем не менее, продолжали поступать сведения об отдельных вспышках насилия и после заключения перемирия.

Непрекращающиеся нарушения прав гражданского населения

Характерной чертой конфликтов в Грузии в начале 1990-х годов по поводу тех же спорных территорий Абхазии и Южной Осетии стали сообщения о нападениях на почве межэтнической розни, совершавшихся различными представителями конфликтующих сторон. Уже сейчас поступают сообщения о первых признаках таких целенаправленных нападений на этнической почве, включая поджоги грузинских деревень на территории отколовшейся от Грузии Южной Осетии.

По неподтверждённым данным, на территории России грузины подвергались жестоким нападениям в Северной Осетии и Москве. Как сообщалось, 11 августа в городе Назрань (Ингушетия) совершён поджог кафе «Грузинская кухня». Ранее, в 2006 году, из-за усилившейся напряжённости в отношениях между Грузией и Россией грузин задерживали и депортировали из Российской Федерации.

Кроме того, поступали сообщения о случаях мародёрства в Южной Осетии, а также в городе Гори и окрестных селениях на территории Грузии.

Amnesty International особо обеспекоена тем, что на территории Южной Осетии и в прилегающих районах, по всей видимости, формируются нерегулярные местные вооружённые группировки, которые действуют безнаказанно, что усиливает потенциальную угрозу для гражданского населения.

Необходимо расследовать нападения на гражданское население, по-видимому, носящие неизбирательный характер

Amnesty International собирает информацию о предполагаемых тяжёлых потерях среди мирного населения в ходе боевых действий. По имеющимся данным, жертвы исчисляюся тысячами, однако данные о численности и обстоятельствах этих потерь крайне трудно проверить по независимым источникам. Поступали сведения о бомбардировках невоенных объектов, приведших к гибели гражданских лиц, а также к разрушению зданий гражданского назначения.

К таким нападениям, в частности, относятся наступательная операция Грузии на Цхинвали 8 августа, в том числе 14-часовая бомбардировка. Девятого августа российские войска нанесли серию ударов по объектам на территории Грузии, в частности, по городу Гори.

Учитывая масштаб разрушений и сообщения о тяжёлых потерях среди мирного населения в Цхинвали и Гори, возникает тревога, что указанные нападения, возможно, носили неизбирательный характер либо были умышленно направлены против гражданского населения.

Умышленные удары по гражданскому населению равносильны военному преступлению, равно как нападения на гражданское население, носящие неизбирательный или несоразмерный характер. Недопустимо, чтобы подобные преступления остались безнаказанными. Военные преступления либо преступления против человечности, совершённые на террритории Грузии, независимо от гражданства совершивших их лиц, подпадают под юрисдикцию Международного уголовного суда согласно статье 12 Римского статута Международного уголовного суда. Грузия ратифицировала Римский статут 5 сентября 2003 года. Россия подписала Римский статут 13 сентября 2000 года. Несмотря на то, что Российская Федерация пока его не ратифицировала, она связана обязательством не подрывать его цели и задачи, совершая военные преступления или преступления против человечности.

Невозможность проверки данных по независимым источникам

На сегодняшний день проверка сведений, поступающих из зоны конфликта, затруднена, причём сообщения зачастую противоречивы, преувеличены или расплывчаты. По этой причине точно оценить положение с правами человека в регионе сложно. Тот факт, что среди работников СМИ также отмечались потери (в ходе нападений конфликтующих сторон более десятка журналистов были убиты и ранены) лишь усугубил проблему труднодоступности информации. Журналистов и прочих гражданских лиц в зоне конфликта следует защищать от нападений.

Наблюдателям за положением с правами человека, в том числе из межправительственных правозащитных органов, необходимо обеспечить беспрепятственный доступ в зону конфликта.

Гуманитарные нужды

По оценке Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в результате конфликта порядка 100 000 человек стали вынужденными переселенцами. Тринадцатого августа ведомства ООН сообщили, что в Тбилиси, а также в Тианетском и Кахетинском районах Грузии в качестве «перемещённых лиц» зарегистрировались 3500 человек, и что ведётся подготовка по оказанию помощи по меньшей мере 30 000 человек. Российские власти зарегистрировали не менее 20 000 человек, прибывших в Россию из Южной Осетии, однако, как полагают, точное число лиц, находящихся в лагерях беженцев на территории Российской Федерации, значительно ниже.

Amnesty International призывает всех участников конфликта обеспечить защиту и безопасный коридор людям, бегущим от насилия.

Более того, перед заключением перемирия сообщалось о срывах поставок гуманитарной помощи гражданскому населению, находящемуся в зоне конфликта. Например, по сообщениям российских СМИ, 11 августа непрекращающиеся военные действия помешали доставке российской гуманитарной помощи в Цхинвали. Двенадцатого августа Международный комитет Красного Креста (МККК) заявил, что из-за ожесточённых боёв его представители не смогли попасть в Южную Осетию с целью доставки гуманитарной помощи.

Amnesty International призывает всех участников конфликта обеспечить защиту организаций и лиц, оказывающих гуманитарную помощь, а также предоставить МККК и другим гуманитарным организациям безопасный коридор в регион и возможность распределять помощь, с тем чтобы все нуждающиеся могли её получить.

Кроме того, МККК следует предоставить беспрепятственный доступ к лицам, задержанным в ходе конфликта любой из вовлечённых сторон.

Amnesty International продолжит следить за ситуацией и требовать от всех участников конфликта обеспечивать защиту беженцев и гарантировать перемещённым лицам возможность безопасного и долгосрочного возвращения домой.

#беженцы и вынужденные переселенцы #военные преступления #вооружённый конфликт #Грузия #новости #Россия #Южная Осетия