Кыргызстан: Совет по правам человека должен пристально следить за развитием ситуации в стране

AMNESTY INTERNATIONAL

Доклад

Настоящий документ является фрагментом доклада с индексом AI: IOR 41/022/2010

(переведена часть по Кыргызстану)

Доклад представлен на рассмотрение в Совет ООН по правам человека в ходе 15-й сессии, проходящей в Женеве с 13 сентября по 1 октября 2010 года.

В результате волны насилия, захлестнувшей юг Кыргызстана 10-14 июня, значительно пострадали обширные районы Ошской и Джалал-Абадской областей. По сообщениям, беспорядки начались вечером 10 июня со столкновений между враждующими группировками, состоявшими, в основном, из киргизской и узбекской молодёжи. Беспорядки стремительно распространялись; в итоги сотни человек погибли, а ещё тысячи получили ранения. Нападениям подверглись, преимущественно, узбекские кварталы в городах Ош и Джалал-Абад, а также в отдельных близлежащих городах и сёлах. Хотя большинство потерпевших, по всей видимости, составляли узбеки, от нападений пострадали и прочие меньшинства. Кроме того, поступали сообщения и о том, что группы вооружённых узбеков нападали на киргизов; эти нападения также сопровождались ранением и смертью людей.

На момент составления настоящего документа обстановка в регионе остаётся стабильно-напряжённой. По данным Управления по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), риск возобновления массовых беспорядков сохраняется1, особенно в южной части страны. Это связано с тем, что местное население широко поддерживает смещённого президента Курманбека Бакиева.

Привлечение к ответственности

Amnesty International неоднократно призывала провести международное независимое и беспристрастное расследование июньских беспорядков, чтобы привлечь к ответственности применявших оружие частных лиц и сотрудников силовых структур, виновных в нарушениях прав человека.

Число погибших остаётся предметом разногласий. По официальным данным, на 2 августа количество погибших составляло 356 человек2, однако с этим утверждением многие не согласны. Сотни тысяч были вынуждены покинуть свои дома, и, по данным ООН, 375 000 человек по-прежнему нуждаются в гуманитарной помощи. Число вынужденных переселенцев всё ещё составляет 75 000 человек, причём половине из них возвращаться некуда - их дома повреждены3.

Поступали многочисленные и вызывающие доверие сообщения о том, что киргизские силовые структуры (укомплектованные, преимущественно, киргизами) бездействовали вместо того, чтобы предотвращать беспорядки, либо оказывались причастны к нарушениям прав человека. Эти сообщения, по всей видимости, подтверждаются многочисленными фото - и видеоматериалами. Из многочисленных сообщений явствует, что бронетранспортёры и люди в военной форме врывались в забаррикадированные узбекские селения и кварталы. За ними следовали вооружённые лица в милицейской и военной форме, которые, по имеющимся данным, стреляли по собравшимся, стремясь разогнать их, и врывались во дворы, открывая путь мародёрам. В результате множество людей были убиты и ранены. Кроме того, причинён значительный вред имуществу.

10 августа УКГВ сообщило, что после беспорядков киргизские силовики совершали новые нарушения прав человека во время обысков, причём их объектом несоразмерно часто выступали узбекские общины. УКГВ отметило случаи произвольного ареста граждан, смерти под стражей, а также пыток и жестокого обращения с задержанными с целью выбивания признаний. Кроме того, задержанным отказывали в медицинской помощи, конфиденциальных встречах с выбранным ими адвокатом, изымали у них документы и вещественные доказательства. Должностные лица, по сведениям УКГВ, повсеместно занимались вымогательством и кражами. Обвиняемых в уголовных преступлениях судили в отделениях милиции, а не в суде, причём процессы были закрытыми для наблюдателей4.

15 июля президент Кыргызстана издала указ о создании Национальной комиссии для всестороннего изучения причин и последствий беспорядков, в состав которой «в случае необходимости» могут входить международные эксперты. Власти возбудили свыше 3500 уголовных дел. Amnesty International обеспокоена отсутствием у Национальной комиссии чёткого мандата, а также тем, что Кыргызстан не обладает достаточно подготовленными и независимыми следственными органами, в том числе экспертами-криминалистами, чтобы провести оперативное, эффективное, независимое и подлинно беспристрастное расследование. Организацию тревожит высокий уровень коррупции, ставящий под вопрос независимость и беспристрастность расследования. На сегодняшний день среди узбекского населения страны преобладает недоверие к силовым структурам. Многие граждане, преимущественно узбеки, уехали либо стремятся выехать из Кыргызстана, что, в свою очередь, привело к участившимся случаям вымогательства со стороны должностных лиц.

В сложившейся обстановке страха, недоверия, слухов и политической нестабильности все заинтересованные группы населения, скорее всего, сочтут лишь международное расследование достаточно беспристрастным и заслуживающим доверия. Оно станет ключом к восстановлению стойкого мира и правопорядка. Такое расследование должно проводиться независимо от Национальной комиссии по изучению причин и последствий беспорядков.

Утверждения о хищении оружия

По свидетельствам очевидцев, при нарушениях прав человека использовались оружие и боевые машины. Это говорит либо о причастности к событиям киргизских силовых структур, либо о том, что техника была украдена. Вскоре после июньских беспорядков киргизские власти заявили, что оружие и боевые машины были украдены с военных баз местным населением. Семнадцатого августа председатель Национальной комиссии по изучению причин и последствий беспорядков заявил, что у гражданских лиц действительно имелись оружие, боеприпасы и военная техника. Он допустил, что ответственность за это лежит на отдельных воинских частях, офицерах, а также сотрудниках милиции.

Защита гражданского общества

Власти целенаправленно преследуют правозащитников, журналистов, юристов и других деятелей гражданского общества, занятых документированием июньских событий либо откликающихся на них. Власти стремятся помешать их законной деятельности. Несоразмерно часто преследованию подвергаются узбеки, что это лишь нагнетает обстановку страха. Как следствие, потерпевшим трудно получить юридическую помощь, особенно в некоторых районах Джалал-Абадской области, например, в Базар-Коргане и Сузаке.

- видный представитель узбекской общины в Джалал-Абадской области и главный редактор областной газеты, выходящей на узбекском языке. Его задержали 14 июня, а 10 августа предъявили обвинения по четырём статьям Уголовного кодекса Кыргызстана. В случае признания виновным ему грозит лишение свободы на срок от трёх до 12 лет.

Состояние его здоровья вызывает глубокую тревогу, поскольку со дня задержания г-на Абдусаламова трижды отправляли в больницу. В последний раз он был госпитализирован 7 августа с сильный болью в области сердца. Его держат в наручниках под постоянным надзором милицейской охраны.

Amnesty International заявляет, что обвинения, предъявленные обоим мужчинам, беспочвенны. Их пример - часть широкой кампании киргизских властей по систематическому преследование и притеснению, в основном, наиболее активных представителей узбекской части населения. И Аскаров, и Абдусаламов являются узниками совести и должны быть немедленно и безоговорочно освобождены.

Вынужденные переселенцы

По оценкам УКГВ, по состоянию на начало августа 375 000 человек побывали вынужденными переселенцами (в стране либо за её пределами); по тем же данным 75 000 человек всё ещё остаются вынужденными переселенцами и не имеют пристанища5. В Оше было разрушено полторы тысячи домов, а в Джалал-Абаде 5006. В каждом доме проживало, в среднем, семь человек.

Несмотря на оказываемую международную помощь по предоставлению временного жилья тем, кто нуждается в нём наиболее остро, особую тревогу вызывает отсутствие ясности касательно планов по реконструкции пострадавших районов в городах Ош и Джалал-Абад. Хотя мэрия города Ош обязалась утверждать строительные планы лишь с согласия местного населения, уже было объявлено о строительстве многоэтажных жилых домов, причём в отдельных районах оно уже началось7. Местные жители утверждают, что консультаций с ними не проводилось, и что они сообщали властям о желании восстановить свои дома и жить на своём участке в соответствии с узбекскими традициями, согласно которым разные поколения живут вместе в одноэтажном или двухэтажном доме.

Ситуацию усугубляет массовая утрата личных документов, уничтоженных или утерянных во время и после беспорядков. При этом сообщалось о том, что в отдельных случаях киргизские силовики умышленно уничтожали удостоверения личности узбеков во время обысков после волнений. Как следствие, лишившиеся документов люди оказались особенно беззащитны и подвержены дальнейшим нарушениям прав. Им трудно доказать свои права на собственность либо факт уничтожения имущества; отсутствие документов затрудняет доступ к социальному обеспечению. Поступало множество сообщений о том, что должностные лица вымогали взятки.

Крайне важно, чтобы лица, ставшие вынужденными переселенцами в результате беспорядков, всецело участвовали в поиске долгосрочных решений. Потребностям, правам и законным интересам вынужденных переселенцев надлежит отвести первостепенное место в соответствующей политике и решениях. Это условие является ключевым в достижении устойчивого мира. Власти должны помочь всем вынужденным переселенцам вернуть своё имущество и недвижимость; это касается и женщин, детей, лиц с особыми нуждами и других категорий граждан, чьё социальное положение оказалось наиболее уязвимым. При отсутствии такой возможности следует создать им условия для получения соответствующей компенсации либо предусмотреть иные формы возмещения ущерба посредством эффективной и доступной процедуры, исключающей какую-либо дискриминацию.

Amnesty International призывает Совет по правам человека:

  • пристально следить за развитием ситуации в Кыргызстане;
  • призвать киргизские власти:
    • содействовать учреждению международной следственной комиссии с целью привлечь к ответственности как применявших оружие частных лиц, так и сотрудников силовых структур, виновных в нарушениях прав человека8;
    • проследить за тем, чтобы Национальная комиссия по изучению причин и последствий беспорядков и международная следственная комиссия рассмотрели сообщения об использовании военной и полицейской техники в ходе беспорядков. Необходимо составить список предположительно похищенной военной и полицейской техники и обнародовать эти сведения;
    • немедленно усилить меры по охране официальных арсеналов и гарантировать эффективный контроль над использованием всех видов оружия в соответствии со стандартами ОБСЕ и ООН, чтобы свести к минимуму опасность повторного использования оружия с целью нарушения норм международного права в области прав человека и гуманитарного права;
    • добиться того, чтобы правозащитники, журналисты, юристы и другие активисты гражданского общества могли беспрепятственно заниматься своей законной деятельностью, не опасаясь притеснений;
    • проследить за тем, чтобы потребностям и законным интересам вынужденных переселенцев было отведено приоритетное место при поиске долгосрочных решений, и чтобы им либо предоставили соответствующую компенсацию, либо возместили причинённый ущерб иным образом посредством эффективной процедуры, доступной всем вынужденным переселенцам без какой-либо дискриминации.

См. также:

ПРИМЕЧАНИЯ

1 УКГВ, Брифинг для государств-членов о гуманитарной ситуации в Кыргызстане (OCHA Geneva, Member States Briefing on the humanitarian situation in Kyrgyzstan, на англ. яз.), Женева, 6 августа 2010 года.

2 Представительство УКГВ в Кыргызстане, Гуманитарный бюллетень № 2, 4 августа 2010 года (OCHA Kyrgyzstan Humanitarian Bulletin No.2, 4 August 2010, на англ. яз.): http://www.reliefweb.int/rw/rwb.nsf/db900sid/MDCS-87ZHA7?OpenDocument

3 УКГВ, Брифинг для государств-членов о гуманитарной ситуации в Кыргызстане (OCHA Geneva, Member States Briefing on the humanitarian situation in Kyrgyzstan, на англ. яз.), Женева, 6 августа 2010 года.

4 Представительство УКГВ в Кыргызстане, Гуманитарный бюллетень № 3, 10 августа 2010 года (OCHA Kyrgyzstan Humanitarian Bulletin Issue #3, 10 August, на англ. яз.): http://www.reliefweb.int/rw/rwb.nsf/db900sid/SKEA-887GVA?OpenDocument

5 УКГВ, Брифинг для государств-членов о гуманитарной ситуации в Кыргызстане (OCHA Geneva, Member States Briefing on the humanitarian situation in Kyrgyzstan, на англ. яз.), Женева, 6 августа 2010 года.

6 Представительство УКГВ в Кыргызстане, Гуманитарный бюллетень № 2, 4 августа 2010 года (OCHA Kyrgyzstan Humanitarian Bulletin No.2, 4 August 2010, на англ. яз.): http://www.reliefweb.int/rw/rwb.nsf/db900sid/MDCS-87ZHA7?OpenDocument

7 Представительство УКГВ в Кыргызстане, Гуманитарный бюллетень № 3, 10 августа 2010 года (OCHA Kyrgyzstan Humanitarian Bulletin Issue #3, 10 August, на англ. яз.): http://www.reliefweb.int/rw/rwb.nsf/db900sid/SKEA-887GVA?OpenDocument

8 см. Amnesty International, «Рекомендации по проведению эффективного расследования по фактам нарушений прав человека и преступлений, совершённых во время и после июньских беспорядков» (индекс AI: EUR 58/009/2010).

#Кыргызстан #ООН #расследование преступлений #Центральная Азия