Грузия: проблема адекватного жилья для вынужденных переселенцев до сих пор не решена

AMNESTY INTERNATIONAL

ЗАЯВЛЕНИЕ

Индекс AI: EUR 56/006/2010

4 октября 2010 года

Во Всемирный день Хабитат (4 октября), учреждённый ООН для привлечения внимания международного сообщества к проблеме адекватного жилья, Amnesty International призывает правительство Грузии покончить с практикой принудительных выселений и принять меры к тому, чтобы выселения проводились лишь в качестве крайней меры и с проведением полноценных консультаций с теми, кого они затрагивают.

По данным местных источников, около 5000 человек были принудительно выселены из занимаемых жилищ в столице Грузии городе Тбилиси в ходе пяти эпизодов выселений в июне, июле и августе этого года. По всей видимости, они проводились без соблюдения международных стандартов. В частности, власти не проводили полноценных консультаций с выселяемыми лицами, не уведомили их о предстоящем выселении в разумный срок и не предоставили им адекватного альтернативного жилья. В некоторых случаях власти вообще оставили выселенных жителей без крыши над головой, посоветовав им поселиться у родственников или друзей.

23 августа, после международных протестов, принудительные выселения были приостановлены. Власти согласились выработать правила выселения и перемещения вынужденных переселенцев в ходе консультаций с представителями местных и международных организаций.

Amnesty International с одобрением относится к тому, что в настоящее время выселения не проводятся, однако напоминает, что многие из тех, кого выселили в последние несколько месяцев, по-прежнему нуждаются в адекватном жилье. По сообщениям, власти оказывают на этих людей давление, заставляя их переселяться в сельскую местность в другие районы. Некоторые из вынужденных переселенцев согласились переехать, однако многие обеспокоены тем, что переезд из столицы серьёзно отразится на их жизни и подорвёт их возможности находить средства к существованию. Например, лица, выселенные из военного госпиталя в тбилисском районе Исани, сообщили Amnesty International, что им удалось найти заработок в городе, и что они не давали согласия на переселение в сельскую местность, где они лишены необходимой инфраструктуры и основных услуг. Некоторым пришлось поселиться в других пустующих помещениях в Тбилиси, таких как подвалы жилых домов, откуда их также могут выселить.

Основные принципы и руководящие указания, касающиеся выселений и перемещений по соображениям развития, гласят, что «выселения не должны приводить к появлению бездомных или лиц, уязвимых перед возможным нарушением других прав человека».

Amnesty International считает, что выселение 5000 человек без полноценных консультаций и надлежащего уведомления представляет собой принудительное выселение. Независимо от того, получили ли вынужденные переселенцы компенсацию и имели ли они возможность переселиться в сельские районы, нельзя подрывать их правовые гарантии владения и пользования временным жильём в Тбилиси. При любых обстоятельствах каждый имеет право не подвергаться выселению без правовой защиты и других гарантий и может пользоваться правом на свободу передвижения.

Amnesty International напоминает, что при предоставлении альтернативного жилья необходимо обеспечивать приемлемый уровень жизни, правовые гарантии владения и пользования жильём и возможность пользоваться услугами первой необходимости и источниками дохода.

Кроме того, во Всемирный день Хабитат Amnesty International хотела бы напомнить о том, что уже почти два десятилетия люди, ставшие вынужденными переселенцами в 90-е годы, живут в ужасных условиях в центрах коллективного размещения. Они до сих пор ждут улучшения жилищных условий или переселения. Даже некоторые из отремонтированных центров коллективного размещения и недавно построенных поселений, которые посетила Amnesty International в марте 2010 года, не в полной мере соответствуют критериям адекватного жилья из-за проблем с водоснабжением и канализацией, а также отсутствия важнейших бытовых услуг. Представитель аппарата народного защитника, посетивший вынужденных переселенцев, выселенных из Тбилиси в село Поцхо-Эцери Цаленджихского района, рассказал Amnesty International, что они живут в суровых условиях и лишены полноценного доступа к социальным благам первой необходимости, таким как лекарства, медицинская помощь, источники дохода и рабочие места. В аппарате народного защитника также отметили, что в зданиях проводится ремонт и отключён газ, а в первые недели после заселения не было электричества.

Кроме того, на данном этапе долгосрочные решения жилищной проблемы не охватывают всех вынужденных переселенцев, живущих в частном жилье или арендующих его, число которых, по оценкам, составляет 130 000 человек. Практически все они стали вынужденными переселенцами во время конфликтов 90-х годов и до сих пор живут в состоянии неопределённости, ожидая завершения следующей стадии плана мероприятий.

Краткая справка

Около 220 000 человек покинули свои дома во время конфликтов начала 1990-х годов. В результате войны между Грузией и Россией в августе 2008 года общее число вынужденных переселенцев в стране увеличилось примерно на 26 000 человек.

Более 15 лет в Грузии не было государственной политики в отношении вынужденных переселенцев. Правительство стремилось вернуть переселенцев в прежние места проживания. Ситуация в корне изменилась в 2007 году с принятием государственной стратегии в отношении вынужденных переселенцев, признававшей их право на интеграцию в местное сообщество, по крайне мере до тех пор, пока не появится реальная возможность возвращения в прежние места проживания. В 2009 году правительство утвердило план мероприятий и приступило к ремонту жилья и его передаче в собственность вынужденным переселенцам.

Тем не менее, для осуществления права вынужденных переселенцев на жизнь в достойных условиях ещё многое предстоит сделать. Продолжают вызывать обеспокоенность такие важные вопросы, как высокий уровень безработицы и отсутствие постоянных источников дохода. С точки зрения осуществления экономических и социальных прав, не относящихся к жилью, настоящий план мероприятий почти полностью ограничивается интеграцией некоторого числа вынужденных переселенцев в существующие государственные программы социальной поддержки.

Несколько принудительных выселений вынужденных переселенцев, проведённых в грузинской столице Тбилиси в июне, июле и августе 2010 года, затронули 5000 человек. Это стало ещё одним поводом для обеспокоенности за жилищные условия вынужденных переселенцев в Грузии.

Во время первого принудительного выселения 14 июня 38 семей, с которыми не проводилось полноценных консультаций, заставили покинуть центр коллективного размещения, где они прожили несколько лет. Взамен им лишь позволили поселиться в другом центре коллективного размещения, который, судя по всему, непригоден для проживания. На фотографиях, полученных Amnesty International, видно, что некоторые части здания завалены мусором и требуют ремонта. По сообщениям, одной из семей в качестве основной жилплощади предоставили помещение, в котором расположен туалет. Это принудительное выселение было проведено в нарушение внутренних норм самой Грузии, касающихся вынужденных переселенцев. В частности, был нарушен закон, запрещающий переселять вынужденных переселенцев с ухудшением их жилищных условий без их письменного согласия.

Давление властей, добивающихся переезда вынужденных переселенцев, можно рассматривать как нарушение права этих людей на свободу передвижения и свободу выбора места жительства, предусмотренных статьёй 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, действие которого распространяется на всех граждан Грузии. Недобровольное переселение также является нарушением принципов 15 и 28 Руководящих принципов ООН по вопросу о перемещении лиц внутри страны, согласно которым вынужденные переселенцы вправе свободно выбирать место жительства, а власти должны обеспечить условия и средства для добровольного возвращения или добровольного переезда вынужденных переселенцев на новое место жительства.

См. также:

#беженцы и вынужденные переселенцы #Грузия #За достойное отношение #новости #принудительные выселения #экономические и культурные права