Возмущение международного сообщества, озабоченного судьбой христианки Асии Биби, которую приговорили к смерти за богохульство, подняла в Пакистане волну недовольства влиянием Запада. Власти оказались в трудной ситуации, которую создали своими же руками.
Высокий суд Лахора постановил, что президент страны пока не вправе помиловать Асию Биби, поскольку решение по её делу находится на стадии обжалования. Власти склонялись к её помилованию, однако суд вынес решение под давлением консервативно-настроенных политических партий и уличных протестов, участники которых требовали немедленно казнить Асию Биби.
Чем решительнее мировое сообщество осуждает Пакистан за дискриминирующие законы и преследование религиозных меньшинств (шиитов, ахмадийцев и христиан), тем жарче распаляются антизападные настроения. После этого может произойти что угодно, и исход подобных событий, будь то в Пакистане или за его пределами, никто предугадать не может.
Религиозные экстремисты больше не довольствуются одними лишь нападениями на представителей религиозных меньшинств. Теперь они взялись за суннитов, которые кажутся им недостаточно крайними. В частности, они преследуют суфийские группы, которые на протяжении веков составляли часть разнородной религиозной культуры региона.
Боясь настроить религиозных экстремистов против себя и стремясь уйти от принятия чётких решений, пакистанское правительство тянет с пересмотром законов о богохульстве. Однако такая позиция означает лишь одно: власти неспособны предотвратить явные случаи вопиющей несправедливости, внимание к которым приобрёло мировой масштаб. Случай Асии Биби - тому пример: застарелая проблема с правами человека выставляет страну в неприглядном свете, однако решить её можно, лишь принимая продуманные решения, и никак иначе.
Как пакистанским властям уйти от столь пагубного развития ситуации? Решение в руках администрации Зардари, но она бездействует, как и её предшественники - военное правительство генерала Мушаррафа.
В августе минувшего года в городе Годжра экстремисты под предлогом оскорблённых чувств, вызванных предполагаемым богохульством, заживо сожгли семерых христиан и разрушили дома их единоверцев. В ответ премьер-министр заявил, что поручит комитету пересмотреть законы, «нарушающие религиозную гармонию». Это заявление нельзя не приветствовать, однако никаких конкретных результатов оно до сих пор не принесло.
Администрации Зардари необходимо объединиться с силами внутри правительства, благосклонными к правам человека, и гражданским обществом. Последнее стыдится недавней волны нападений на меньшинства и возмущено ими - от случая Асии Биби и взрывов, нацеленных против суфитов, до нападений на школы для девочек и женские консультации. Как влиятельные силы в правительстве, так и гражданское общество требуют выполнить обещания касательно законов о богохульстве. Пакистан должен исправить их либо отменить, и в частности, статью 295С Уголовного кодекса Пакистана, предусматривающую обязательный смертный приговор за богохульство.
Законы о богохульстве расплывчато сформулированы и соблюдаются произвольно. Как правило, к ним прибегают ради гонений и преследования религиозных меньшинств. Например, в январе текущего года пять ахмадийцев, включая несовершеннолетнего, были задержаны по необоснованным обвинениям в районе Лайях. При этом ни свидетелей, ни улик, обосновывающих обвинения не оказалось. Министр в составе пакистанского правительства заявил, что обвинения против Асии Биби, по всей видимости, стали результатом бытовой ссоры между местными жителями.
Поскольку доказательств почти не требуется, обвинения в богохульстве, как правило, необоснованны, и за ними нередко стоят ссоры либо навет. Хотя на основании этих законов пока никого не казнили, в тюрьмах отмечались случаи убийств лиц, подозреваемых в этом деянии. Предположительно, убийства совершали охранники либо заключённые.
Дело Асии Биби - очередной тревожный сигнал для пакистанских властей. Он должен подтолкнуть их к искоренению религиозного экстремизма, пробивающего огромные бреши в обществе. Между тем, при участившихся в последние годы нападениях на представителей меньшинств (например, взрыв известного суфийского храма в Лахоре в нынешнем году и мечети ахмадийцев) власти Пакистана получали один тревожный сигнал за другим. Власти не должны, подобно сомнамбуле, неизбежно идти к катастрофе, а пересмотреть постыдные законы о богохульстве.
Сэм Зарифи, директор программы Amnesty International по Азиатско-Тихоокеанскому региону
2 декабря 2010 года
См. также:
#Пакистан #блог #свобода вероисповедания #смертная казнь