Amnesty International призывает правительство Грузии соблюдать международные стандарты, касающиеся выселений

AMNESTY INTERNATIONAL

ЗАЯВЛЕНИЕ

Индекс AI: EUR 56/001/2011

28 января 2011 года

Amnesty International обеспокоена тем, что в ряде случаев при выселении жильцов в Тбилиси с 20 по 24 января процедуры не соответствовали международным стандартам.

В частности, обеспокоенность Amnesty International вызывает тот факт, что власти не уведомили в надлежащем порядке выселяемых лиц о предстоящем выселении, не предоставили заблаговременно финансовую помощь всем тем, кто имеет право на её получение, и не позволили наблюдателям беспрепятственно и всесторонне исполнять свои обязанности.

Беспокойство Amnesty International также вызывают сообщения о том, что не всё альтернативное жильё, предложенное правительством, в полной мере отвечает стандартам достаточного жилища.

Amnesty International приветствует принятие в октябре 2010 года Стандартных операционных процедур (СОП), регулирующих выселение и предоставление долгосрочного жилья, однако сожалеет о том, что во время недавних выселений положения этих руководящих документов, судя по всему, не выполнялись в полной мере.

Приблизительно 600 семей вынужденных переселенцев были выселены из 22 зданий в период с 20 по 24 января. Большинство из них искали убежища в этих зданиях после войны 2008 года, однако в действительности многие из этих людей стали вынужденными переселенцами в результате конфликтов 1990-х годов. Правительство Грузии утверждает, что эти здания были заняты без надлежащего разрешения властей.

По истечении трёхмесячного моратория на выселения, в начале декабря Министерство Грузии по делам вынужденно-перемещённых лиц с оккупированных территорий, расселению и беженцам направило письменные уведомления о запланированных выселениях жильцам 22 зданий с требованием освободить помещения в течение 10 дней. В уведомлениях также сообщалось о том, какую помощь они могут получить.

Из-за прошедших в декабре протестов правительство согласилось вновь отложить выселения - до января. Следовательно, поскольку ранее планировавшиеся выселения, о которых сообщалось в уведомлениях, проведены не были, властям следовало направить жителям новые уведомления с указанием даты выселения, чтобы люди могли должным образом подготовиться. Тем не менее, по словам вынужденных переселенцев, а также наблюдавших за процессом выселения международных организаций, в большинстве случаев полиция сообщила людям о точной дате выселения лишь за несколько часов до его начала.

Около 100 семей были выселены рано утром 20 января из бывшего здания таможни в Орхеви и из бывшего студенческого общежития в Багеби. По сообщениям, операции начались в 7:00 и 7:30, соответственно. Согласно полученным Amnesty International свидетельствам вынужденных переселенцев, сотрудники полиции посетили оба здания поздно вечером 19 января, чтобы объявить жителям о запланированном на утро выселении.

Тамаз - вынужденный переселенец из Цхинвали (Южная Осетия), живший в здании бывшей таможни с тех пор, как бежал из Южной Осетии во время войны в августе 2008 года, - сказал Amnesty International:

«Сотрудники полиции пришли около полуночи и сказали нам, чтобы мы уезжали… Они вернулись в 7 часов утра и вынесли все наши вещи. Я до сих пор не получил положенной денежной помощи от государства, и сейчас мне некуда идти. Я живу у родственников в Гори вместе с женой и двумя сыновьями. Мы не знаем, когда нам выдадут обещанную помощь».

Amnesty International обеспокоена и тем, что перед выселением власти не оказали финансовую помощь всем семьям, которые вправе на неё претендовать. Согласно СОП 6.9.1, запланированное выселение не должно проводиться, если «все лица, ожидающие финансовой помощи, не получили её на руки к десятому дню срока, отведённого на освобождение жилья».

На данном этапе обращаться за финансовой помощью имеют право только лица, ставшие вынужденными переселенцами в результате войны 2008 года. Однако во время выселений некоторые из вынужденных переселенцев, которые имели право на получение финансовой компенсации в размере 10 000 долларов США и выбрали этот вариант, жаловались, что им не выдали деньги до момента выселения. Наблюдатель из Ассоциации молодых юристов Грузии (АМЮГ), который следил за выселением из здания бывшей таможни, сообщил Amnesty International, что на момент выселения четыре семьи жаловались, что им не предоставили обещанной финансовой помощи. Другие наблюдатели, с которыми беседовала Amnesty International, также сообщали о подобных жалобах вынужденных переселенцев.

Кроме того, группа наблюдателей, следивших за выселением по условиям СОП, сообщила Amnesty International, что полиция не пустила их в здание во время выселения, а во многих случаях им не позволяли свободно общаться с выселяемыми лицами в отсутствие сотрудника полиции или представителей министерства. Amnesty International призывает правительство Грузии обеспечить вынужденным переселенцам возможность «беспрепятственного и непосредственного обращения к эффективным наблюдательным механизмом» в соответствии с утверждёнными СОП.

Лицам, выселенным из временного жилья в Тбилиси, которые вправе рассчитывать на долгосрочное решение жилищной проблемы, предлагают переселяться в деревни в регионах Самегрело, Кахети и Имерети. Хотя некоторые из вынужденных переселенцев согласились переехать, многие по-прежнему обеспокоены тем, что переезд из столицы серьёзно отразится на их жизни и лишит их возможности зарабатывать средства к существованию. Опрошенные Amnesty International вынужденные переселенцы утверждали, что они не давали согласия на переезд в сельские районы, где, по их словам, отсутствуют должная инфраструктура и базовые социальные блага.

Эти вопросы вызывают обеспокоенность и у представителей международных организаций, которые допускают, что предлагаемое альтернативное жильё может быть достаточным, однако отсутствие благ и инфраструктуры по-прежнему представляет проблему. Обеспокоенность подобными вопросами выражал и аппарат народного защитника, который в недавнем исследовании пришёл к выводу, что существует «ряд проблем, способных негативно отразиться на положении вынужденных переселенцев»… «Например, семьям, проживающим в Поцхо-Эцери, приходится ездить за лекарствами в населённый пункт Джвари, потому что в районе Поцхо-Эцери нет аптеки. В деревне Абашиспири дети вынуждены идти пешком до школы около двух километров, потому что в деревне нет ни школы, ни школьного автобуса. В деревнях Торса-Дгваба и Абашиспири есть проблемы с водоснабжением».

Согласно нормам международного права, к выселениям можно прибегать только в качестве крайней меры, после того как в ходе консультаций с теми, кого эти выселения затронут, будут исследованы все осуществимые альтернативы. Независимо от формы владения жильём, будь то аренда, право собственности, имущественный наём или даже самовольное занятие помещения без надлежащего разрешения, «все лица должны пользоваться определёнными гарантиями против необоснованного выселения, которые обеспечивают правовую защиту от принудительного выселения, преследования и других угроз».

Власти обязаны проследить за тем, чтобы выселяемых заблаговременно уведомляли, а также чтобы им предоставлялись правовые гарантии, достаточное альтернативное жильё и компенсация. Они обязаны проследить за тем, чтобы в результате выселения люди не остались без крова, и чтобы их права не оказались ущемлены иным образом. Выселения следует проводить только при условии, что имеются надлежащие процессуальные средства защиты, компенсируются все издержки и предоставляется достаточное альтернативное жильё. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам также подчёркивает, что государства обязаны принимать все необходимые меры к тому, чтобы выселенные лица получали достаточное альтернативное жильё и имели возможность переселения или использования плодородных земель в случаях, когда они не могут обеспечивать себя средствами к существованию.

Amnesty International напоминает, что при предоставлении альтернативного жилья необходимо обеспечивать приемлемый уровень жизни, гарантии против необоснованного выселения, а также возможность пользоваться базовыми благами и зарабатывать средства к существованию. В частности, Amnesty International призывает правительство Грузии:

  • принять меры к тому, чтобы людей надлежащим образом уведомляли о точной дате выселения и действительно с ними консультировались, а также давали им возможность участвовать в разработке и реализации решений по обеспечению их жильём на длительный срок;
  • проследить за тем, чтобы выселения проводились в полном соответствии с гарантиями, предусмотренными национальными и международными стандартами в области прав человека, и чтобы выселенным лицам в неотложном порядке предоставляли положенную им финансовую помощь и достаточное жильё;
  • обеспечить наблюдательным органам полный и беспрепятственный доступ для наблюдения за процессом выселения;
  • проследить за тем, чтобы всё жильё, предоставляемое вынужденным переселенцам в центрах коллективного размещения и новых местах расселения, соответствовало критериям пригодности для проживания, чтобы там имелось водоснабжение, санитарная инфраструктура и другое оснащение, необходимое для предоставления базовых благ, и чтобы это жильё располагалось в подходящем месте.

Краткая справка

Выселения, начавшиеся в августе прошлого года, направлены на решение проблемы многочисленных вынужденных переселенцев, появившихся в результате конфликтов в начале 1990-х годов в Абхазии и Южной Осетии и во время войны между Грузией и Россией в 2008 году. В Грузии насчитывается около 246 000 вынужденных переселенцев - это люди, которые во время конфликтов 1990-х годов и 2008 года покинули свои дома и теперь живут в центрах коллективного размещения, временных убежищах и в частном секторе - как в регионах, так и в Тбилиси.

Около 5000 вынужденных переселенцев в Тбилиси были принудительно выселены из своих жилищ в июне, июле и августе 2010 года. Выселения проходили с нарушениями международных стандартов, а в нескольких случаях власти не предоставили выселенным альтернативного жилища или компенсаций. В августе правительство приостановило выселения до принятия новых руководящих принципов для жилищной сферы, разработка которых закончилась в сентябре 2010 года.

Процесс выселения, возобновившийся 20 января, сопровождался митингами вынужденных переселенцев, которых поддерживали некоторые оппозиционные партии. По крайней мере в одном случае во время выселения из бывшего студенческого общежития в Багеби сообщалось о потасовке, которая возникла, когда группа сторонников и родственников выселяемых прибыла к зданию и попыталась прорваться внутрь.

По оценкам международных организаций, наблюдавших за выселением, менее 10% вынужденных переселенцев, которых затронули выселения, выбрали переезд в альтернативное жильё в регионах.

#беженцы и вынужденные переселенцы #Грузия #новости #принудительные выселения