Частичная правда и избирательное правосудие. Последствия июньских беспорядков 2010 года в Кыргызстане

AMNESTY INTERNATIONAL

ДОКЛАД

Индекс AI: EUR 58/022/2010

16 декабря 2010 года

Прошло шесть месяцев с тех пор, как в июне 2010 года по югу Кыргызстана стремительно прокатились волна беспорядков, всего за четыре дня оставившая после себя разруху, сотни погибших, сотни тысяч беженцев и переселенцев. Amnesty International обеспокоена тем, что власти Кыргызстана оказались неспособны выяснить правду о случившемся и восстановить справедливость в отношении тысяч жертв тяжких преступлений и лиц, чьи права оказались нарушены.

Правда об июньских беспорядках и их последствиях, а также выявление виновников нарушений прав человека с соблюдением справедливости и прозрачности процедур важны для Кыргызстана, как с политической точки зрения, так и с позиции укрепления верховенства закона в стране и за её пределами. Для тысяч людей, чьи права были нарушены, привлечение виновников к ответственности имеет решающее значение не только как гарантия восстановления справедливости, но и как очевидное доказательство её восстановления. Страна в целом нуждается в объективной оценке произошедшего. Это нужно для того, чтобы отбросить искажения фактов и развеять домыслы об июньских беспорядках, которые способны лишь усилить накопившуюся социальную и межнациональную напряжённость.

В первые недели и месяцы после беспорядков временное правительство и президент приняли ряд мер, говорящих о признании ими этой острой необходимости. Весьма оперативно была создана Межведомственная следственная группа при Генеральной прокуратуре, которой поручен надзор и руководство следствием по уголовным делам, возбуждаемым в связи с июньскими беспорядками. В июле была учреждена Национальная комиссия по расследованию июньских событий. И, наконец, в октябре президент Кыргызстана уполномочила Международную независимую исследовательскую комиссию «исследовать факты и обстоятельства событий» и «предоставить рекомендации, включая, в частности, меры по обеспечению ответственности».

Вместе с тем, по состоянию на сегодняшний день изложение первопричин и описание зачинщиков насилия, носящие противоречивый и этнически-предвзятый характре, практически не вызывало возражений и никем не оспаривалось. Более того, вместо того, чтобы откорректировать это изложение на основании данных независимого и беспристрастного расследования, способного пролить свет на спорные тезисы, подборки подобных текстов сами по себе значительно повлияли на текущее расследование, которое ведётся киргизскими властями. В итоге надежды на то, что расследование даст обстоятельные и беспристрастные результаты, почти не осталось ни у ряда общин внутри Кыргызстана, ни за пределами страны.

В то же время усилиям по восстановлению порядка в районах, где произошли бесопрядки, и расследованию совершённых преступлений мешали явные признаки этнической предвзятости и беспрестанные нарушения прав человека, включая многочисленные сообщения о произвольных задержаниях, пытках, жестоком обращении и несправедливых судебных процессах. Если эту тенденцию оперативно не пресечь, есть серьёзная опасность того, что несправедливость и безнаказанность восторжествуют именно в тот момент, когда вопрос об установлении ответственности стоит так остро.

Принимая во внимание столь насущную потребность в истине и правосудии, Amnesty International обеспокоена отсутствием организационных возможностей и специалистов в стране для проведения тщательного, независимого и беспристрастного расследования июньских беспорядков. Высокий уровень коррупции, а также утверждения о сговоре в правоохранительных органах заставляют ещё глубже усомниться в независимости и беспристрастности расследования в Кыргызстане, учитывая все имеющиеся факты. Это особенно верно в свете систематических, вызывающих доверие сообщений о том, что в ходе беспорядков силовики либо пренебрегали своими обязанностями по предотвращению нарушений прав человека, либо потворствовали этому.

На этом фоне роль Независимой международной комиссии приобретает ещё большее значение. Крайне важно, чтобы она не только бесспорно восстановила хронику событий и внесла ясность в многочисленные утверждения, но и внесла на повестку дня вопросы, упущенные в ходе национального расследования, и нашла на них ответы.

Цель настоящего документа отнюдь не в том, чтобы подробно изучить причины июньских беспорядков, рассмотреть различные виды тяжких преступлений и нарушений прав человека, совершённые во время этих событий, либо выявить виновников. Документ посвящён тому, чтобы проанализировать принятые на сегодня меры для восстановления истины и справедливости. Доклад завершается выводом о том, что одно очень сильно зависит от другого.

В настоящем докладе Amnesty International вновь высказывает тревогу в связи с июньскими беспорядками в Кыргызстане и их последствиями. В основу документа положены разнообразные исследования, в том числе вторичные исследования, консультации с международными, региональными и местными организациями и сведения, собранные в ходе исследовательской поездки делегации Amnesty International в Кыргызстан с 21 сентября по 3 октября 2010 года. Делегаты посетили Бишкек, Ош и Джалал-Абад. Они встречались с представителями международных правительственных и неправительственных организаций, местными правозащитными организациями, юристами и лицами, пострадавшими в результате беспорядков и их последствий. Делегаты обсудили предварительные результаты исследований и беспокоящие их вопросы на встречах с киргизскими должностными лицами, в том числе с представителями президентской администрации, Министерства внутренних дел, Управления Генеральной прокуратуры, Национальной комиссии по расследованию июньских событий и Аппарата омбудсмена.

В числе самых настоятельных рекомендаций доклада Amnesty International призывает должностных лиц всех соответствующих государственных структур Кыргызстана, включая президента, депутатов парламента, членов временного и будущего правительства, а также высокопоставленных чиновников региональных органов власти и прокуратуры делиться друг с другом информацией и консолидировать её. Это нужно для того, чтобы как можно скорее опубликовать исчерпывающие официальные списки лиц, погибших во время июньских событий. Это позволит родственникам, общественным и правозащитным организациям перепроверить составленные ими списки жертв и собственную информацию. Кроме того, публикация официальных списков положит конец толкам и спорам касательно числа и этнического состава погибших, а также обеспечит прозрачность и беспристрастность привлечения к ответственности виновников.

Кроме того, Amnesty International призывает власти безоговорочно осудить применение пыток и жестокого обращения и незамедлительно, беспристрастно и всесторонне расследовать все жалобы на пытки, жесткое, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение или наказание в отношении любого лица, подвергнутого какой бы то ни было форме ареста, задержания или лишения свободы, независимо от его этнического происхождения. Ключевым условием следствия, уголовного преследования и судебного разбирательства по делам о преступлениях, совершённых во время и после июньских беспорядков, должно быть недопущение этнической предвзятости и строгое соответствие международным стандартам в области прав человека.

Власти должны всецело поддержать Международную независимую исследовательскую комиссию и сделать всё возможное для того, чтобы исследователи, лица, предоставляющие им информацию, и их родственники не подвергались ни преследованию, ни мести, в какой бы то ни было форме. Кроме того, правозащитники, юристы и другие субъекты гражданского общества должны вести свою законную деятельность, не опасаясь угроз, репрессий или противодействия.

И наконец, Amnesty International призывает Международную независимую исследовательскую комиссию проявить твёрдость и ответить на вопросы, которые Национальная комиссия по расследованию июньских событий, по всей видимости, не смогла либо не пожелала изучить в достаточной степени. Она должна расследовать заявления о тяжких преступлениях и нарушениях прав человека, совершённых всеми сторонами - не только узбеками и киргизами, но и представителями других этнических групп, если это необходимо. Кроме того, надлежит расследовать любые заявления о сговоре или причастности, в какой бы то ни было форме, сотрудников правоохранительных органов, силовиков и прочих должностных лиц к грубым нарушениям прав человека во время и после июньских беспорядков, а также к любым систематическим нарушениям прав человека, установив, совершались ли при этом преступления против человечности.

См. также:

Скачать полный текст доклада:

Прикрепленный файлРазмер
Partial_Truth_ru.pdf712.61 KB

#Кыргызстан #межэтническое насилие #полиция #преступления против человечности #расследование преступлений #Центральная Азия