Индия: применение смертной казни в стране - смертельная лотерея, которую пора прекратить

AMNESTY INTERNATIONAL

ПРЕСС-РЕЛИЗ

2 мая 2008 года

(Нью-Дели) Как показало первое крупное исследование выносимых в Индии судебных решений по делам о преступлениях, караемых смертной казнью, судебная система страны имеет многочисленные фатальные недостатки. Единственным выходом из сложившейся ситуации является полная отмена смертной казни, заявили сегодня в Нью-Дели авторы исследования.

Amnesty International полагает, что в 2006 и 2007 годах к высшей мере наказания были приговорены не менее 140 человек. Согласно последним официальным данным, по состоянию на 31 декабря 2005 года в камерах смертников находились 273 человека. Сегодня эта цифра, скорее всего, намного выше.

Судьба этих смертников, по сути, представляет собой лотерею. В первом всестороннем анализе, охватывающем период более 50 лет и затрагивающем около семисот решений Верховного Суда по делам, предусматривающим вынесение смертного приговора, авторы показывают, что судебная система страны нарушает нормы международного права и стандарты, регулирующие применение смертной казни.

Представительство Amnesty International в Индии и Народный союз за гражданские свободы - НСГС (Тамил-Наду и Пудучерри) опубликовали исследование «Смертельная лотерея: смертная казнь в Индии. Исследование решений Верховного Суда по делам, предполагающим вынесение смертного приговора в 1950 - 2006 г.г.«.

В этом исследовании впервые рассматривается существенная несправедливость, присущая системе применения высшей меры наказания в Индии. В нём анализируются обнаруженные в решениях Верховного Суда свидетельства нарушений закона и процессуальных норм, а также произвольности и непоследовательности на этапах следствия, судебного разбирательства, вынесения приговора и его обжалования в делах о преступлениях, караемых смертной казнью. Из исследования становится понятно, что:

  • смертная казнь применяется в Индии не в «редчайших случаях», как заявляют в этой стране;
  • напротив, многочисленные свидетельства указывают то, что смертная казнь стала одним из произвольных, безответственных и недобросовестных видов обращения с подсудимыми.

Д-р В. Суреш, президент НСГС (Тамил-Наду и Пудучерри), сказал: «Пока в Индии продолжает применяться смертная казнь, сохраняется опасность её несоразмерного применения в отношении представителей этнических меньшинств, бедных слоёв населения и других неблагополучных групп. Есть только один способ не допустить такого неравенства в отправлении правосудия - полностью отменить этот вид наказания».

Amnesty International приветствует временный запрет на казни, действующий в настоящее время на территории страны. Почти полное отсутствие казней в течение последнего десятилетия - всего одна казнь в 2004 году - демонстрирует готовность индийского народа жить без этого вида наказания.

«Индия стоит перед выбором. Она может последовать примеру многих стран мира, вводящих мораторий на смертную казнь в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН, принятым в прошлом году. В этом случае она пополнит список из 27 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в законодательном порядке отменивших смертную казнь либо не применяющих её на практике».

«Или же Индия может продолжать вешать заключённых - несмотря на выявленную в ходе подробного исследования несправедливость судебной системы, отправляющей людей в камеру смертников», - сказал Мукул Шарма, директор представительства Amnesty International в Индии.

Примечания

Полный текст доклада (на английском языке) можно найти по адресу: http://www.amnesty.org/en/report/info/ASA20/006/2008.

Краткая справка

Исследование судебных разбирательств выявило ряд крупных недочётов, а именно:

Ошибки в рассмотрении доказательств. В Индии большинство смертных приговоров выносятся на основании только косвенных улик. В 1994 году Верховный Суд при рассмотрении одной из апелляций саркастически отметил, что память главного свидетеля в течение процесса постоянно улучшалась. Его показания на суде спустя три года оказались намного подробнее, чем его признание, записанное через несколько дней после происшествия.

Неадекватная защита правовых интересов. Обеспокоенность, в частности, связана с тем, что юристы игнорируют важнейшие факты, свидетельствующие о невменяемости подсудимого, не считают нужным выдвигать какие-либо контраргументы при назначении наказания и не отстаивают заявления о том, что обвиняемый был младше 18 лет на момент совершения преступления, несмотря на свидетельства обратного.

Антитеррористическое законодательство. К вопросам, вызывающим обеспокоенность, относится широкое определение «террористических актов», недостаточные гарантии при аресте, а также положения, допускающие использование полученных полицией признательных показаний в качестве доказательств.

Произвольность в назначении наказания. В течение одного месяца разные составы Верховного Суда вынесли разные решения по схожим делам, произвольно принимая во внимание или не учитывая смягчающие обстоятельства.

На суде по делу Бачана Сингха в 1980 году Верховный Суд постановил, что смертная казнь должна применяться только в «редчайших случаях». С тех пор прошло больше четверти века, но мы видим, что из-за неспособности судов и государственной власти последовательно применять процедуры, предусмотренные законом и этим решением суда, прозвучавшая на том суде строгая критика актуальна и сегодня.

Всего 135 стран в законодательном порядке отменили смертную казнь или не применяют её на практике. Они пришли к пониманию того, что казнить недопустимо. В 2007 году казни проводились только в 24 странах (Иран, Китай, Пакистан, Саудовская Аравия и США оставались пятью главными палачами планеты, совершившими 88% всех известных казней).

#новости #Индия #смертная казнь