Европейский Союз - Центральная Азия: необходимо реализовать аспекты стратегии, касающиеся прав человека

AMNESTY INTERNATIONAL

Заявление

Индекс AI: EUR 04/002/2008 (Для свободного распространения)

9 апреля 2008 года

В свете начинающегося сегодня саммита Европейский Союз - Центральная Азия, Amnesty International призывает обе стороны проявить подлинную готовность (до сих пор, к сожалению, не наблюдавшуюся) безотлагательно воплотить в жизнь аспекты стратегии, касающиеся прав человека.

По прошествии девяти месяцев после того, как стратегия Евросоюза в отношении стран Центральной Азии была согласована, министры иностранных дел пяти центральноазиатских республик - Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана - встретятся 9-10 апреля в туркменской столице Ашхабаде с министром иностранных дел Словении (которая ныне председательствует в Европейском Союзе) и другими высокопоставленными должностными лицами ЕС для обсуждения вопросов реализации стратегии.

Amnesty International обеспокоена тем, что на текущий момент обе стороны продемонстрировали явную неспособность воплотить в жизнь элементы стратегии, связанные с правами человека. В частности, стратегия предусматривает проведение регулярных диалогов по правам человека с целью достижения чётких результатов. Однако подобные диалоги фактически не состоялись ни разу с тех пор, как в июне 2007 года Евросоюз и пять центральноазиатских стран согласовали указанный документ. Имевшие место диалоги с Узбекистаном и Туркменистаном не соответствовали передовому опыту, закреплённому в рекомендациях ЕС о проведении диалогов по правам человека.

В рамках стратегии обе стороны публично взяли на себя обязательства учитывать правозащитный аспект в ходе взаимодействия - и время для выполнения этих обязательств уже давно настало. Стороны должны чётко продемонстрировать, что права человека действительно являются неотъемлемой частью этого взаимодействия, а не фиговым листком, под прикрытием которого каждая из сторон вольна отдавать предпочтение вопросам экономического сотрудничества перед продвижением и защитой основных прав. Евросоюз должен настаивать на полноценной и последовательной реализации тех положений стратегии, которые касаются прав человека. В свою очередь, пять центральноазиатских государств должны обеспечивать неуклонное соблюдение указанных положений в ходе сотрудничества.

Краткая справка

Накануне первой встречи «Тройка Европейского Союза - страны Центральной Азии» в марте 2007 года, Amnesty International предложила Евросоюзу включить вопросы соблюдения прав человека и обеспечения верховенства закона в качестве ключевых компонентов стратегии и политического взаимодействия с правительствами центральноазиатских стран. Организация призвала ЕС внушить этим правительствам осознание необходимости конкретных шагов для реализации законодательных мер, которые обеспечили бы эффективные и надёжные гарантии защиты прав и достоинства всех народов Центральной Азии.

Amnesty International по-прежнему обеспокоена тем, что грубые нарушения прав человека в государствах Центральной Азии остаются широко распространённым явлением в условиях фактической безнаказанности, хотя соответствующие правительства заявляют о прилагаемых ими усилиях по выполнению своих обязательств в сфере прав человека (в некоторых странах действительно принимаются меры к устранению наиболее серьёзных злоупотреблений). Amnesty International приветствует такие позитивные шаги как принятие принципа присутствия подсудимого в зале суда (хабеас корпус), предусматривающего обязательность судебной санкции на арест, в Узбекистане, Казахстане и Кыргызстане, а также подписание Казахстаном Факультативного протокола к Конвенции против пыток. Отмена смертной казни в Кыргызстане и Узбекистане и меры по сужению сферы её применения в Казахстане также являются позитивными сдвигами. Вместе с тем, практическая реализация этих реформ по-прежнему вызывает серьёзную озабоченность Amnesty International. Сегодня организация публикует итоговый доклад, посвящённый наиболее острым проблемам Центральной Азии в области прав человека (индекс AI: EUR 04/001/2008).

В то время как высокопоставленные представители Евросоюза будут встречаться с министрами иностранных дел центрально-азиатских государств в Ашхабаде, несколько десятков узников, осуждённых по итогам несправедливых судебных процессов, будут по-прежнему находиться в Туркменистане под стражей без права сообщения с внешним миром. Неизвестно, сколько из них умерли под стражей за последние годы в результате пыток, отсутствия медицинской помощи и суровых условий содержания. В стране, принимающей у себя саммит, два правозащитника второй год находятся в тюрьме за сотрудничество с иностранными журналистами и участие в правозащитной деятельности. Десятки человек, подозреваемых в критике режима, верующих и их родственников включены в «чёрный список» лиц, которым запрещён выезд из страны. Правозащитники и другие независимые активисты лишены возможности действовать открыто, а оппозиционных партий в Туркменистане не существует вообще. Религиозные сообщества находятся под жёстким контролем государства, и лицам, отказывающимся от воинской службы по убеждениям, грозит лишение свободы. Все средства массовой информации контролируются государством; власти внимательно следят за использованием интернета и блокируют сайты, содержащие критику в адрес правительства.

В странах Центральной Азии обычным явлением остаются избиения граждан сотрудниками правоохранительных органов, особенно в изоляторах временного содержания и на улицах. Пытки и другие формы жестокого обращения в местах содержания под стражей всё так же широко распространены в центрально-азиатских государствах, а в Узбекистане они носят систематический характер. Анализируя ситуацию с правами человека в Узбекистане, Комитет ООН против пыток в ноябре 2007 года пришёл к выводу, что пытки в этой стране по-прежнему широко распространены и носят систематический характер.

Очень немногих сотрудников правоохранительных органов привлекли к суду и признали виновными в произволе, в то время как тысячи людей во всех пяти республиках регулярно заявляют о произвольных задержаниях и о том, что под стражей их пытали или жестоко с ними обращались с целью добиться от них «признания». Как и прежде, суды часто принимают к рассмотрению доказательства, основанные на подобных «признаниях». Коррумпированность правоохранительных и судебных органов во многом способствует процветанию безнаказанности, которая порождает недоверие общества к системе уголовного правосудия. Люди крайне редко подают соответствующие иски, будучи уверенными в том, что им не удастся добиться справедливости или получить компенсацию. Многие отказываются свидетельствовать против сотрудников правоохранительных органов, опасаясь репрессий, в том числе против своих родственников и близких.

Правительства центрально-азиатских стран часто ссылаются на необходимость борьбы с терроризмом и устранения угроз национальной безопасности для обеспечения стабильности. Однако эта цель слишком часто используется в качестве маскировки подавления инакомыслия, консолидации власти и противодействия группам, социально-уязвимым либо, предположительно, создающим угрозу национальной или региональной безопасности (таким как запрещённые исламские и оппозиционные политические группировки). Под видом борьбы с терроризмом и реализации антитеррористических соглашений, просителей убежища и беженцев часто экстрадируют в Китай и Узбекистан, где им угрожают пытки и другие грубые нарушения прав человека; это является вопиющим нарушением обязательств центрально-азиатских стран в рамках международных норм в сфере прав человека и беженского права. Хотя презумпция невиновности закреплена в законодательстве, её регулярно нарушают, особенно в контексте национальной безопасности и борьбы с терроризмом, когда подозреваемых публично объявляют виновными ещё до начала судебного разбирательства.

Закон гарантирует свободу слова и прессы, однако на практике в странах Центральной Азии эта свобода жёстко ограничена. Беспрепятственно работать могут очень немногие независимые СМИ, а правительство контролирует доступ в интернет. Клевета и диффамация остаются уголовно наказуемыми деяниями, и государственные должностные лица (как на национальном, так и на местном уровне) используют обвинения в клевете для подавления критики и ограничения свободы выражения мнений. Свобода собраний и объединений по-прежнему ограничивается; правозащитников, политических активистов и активистов гражданского общества притесняют, избивают и задерживают за организацию мирных демонстраций протеста или участие в них. В Узбекистане, как и прежде, правозащитники отбывают длительные сроки тюремного заключения.

#Европейский Союз #новости #Казахстан #Кыргызстан #Туркменистан #Узбекистан #Центральная Азия