ПРЕСС-РЕЛИЗ
8 июня 2012 года
Складывается впечатление, что киргизские власти не могут или не хотят расследовать утверждения о том, что силовые структуры прямо либо косвенно причастны к нарушениям прав гражданского населения во время четырёхдневных столкновений между жителями юга страны - этническими киргизами и узбеками, заявила Amnesty International в опубликованном сегодня брифинге.
Сотни людей погибли, тысячи получили ранения, а ещё сотням тысяч пришлось бежать из своих домов в июне 2010 года.
«Есть раны, которые сами собой не затянутся. Лишь истина, воздаяние и правосудие способны наладить мосты между двумя общинами», - сказала Мэйзи Вайхердинг, эксперт Amnesty International по Кыргызстану.
«Преступления против человечности, включая пытки, изнасилования и убийства мирных граждан, остались безнаказанными. Те немногочисленные расследования, которое всё же проводились, были предвзятыми и не отвечали международным стандартам справедливого разбирательства».
В брифинге под названием «Кыргызстан: нарушение долга» Amnesty International отмечает несостоятельность киргизских властей в деле справедливого и эффективного расследования беспорядков в июне 2010 года и их последствий, а также обеспечения правосудия для тысяч жертв серьёзных преступлений и нарушений прав человека. Организация призывает международное сообщество оказать властям страны техническую и финансовую поддержку.
Два года тому назад, в июне 2010-го, представители обеих этнических групп - киргизы и узбеки - оказались замешаны в убийствах, мародёрстве и погромах в южных городах Ош и Джалал-Абад. Однако больше всего смертей, ранений и разрушений пришлось на долю узбеков.
Под международным давлением правительство и бывший президент санкционировали деятельность Международной независимой комиссии по расследованию тех событий, однако в мае 2011 года власти отвергли итоги её работы. Комиссия обнаружила убедительные доказательства преступлений против человечности, совершённых против узбекского населения города Ош.
По состоянию на сегодняшний день, власти не стали расследовать ни одно преступление против человечности; уголовные дела по данным обвинениям также не возбуждались.
Спустя два года после июньских беспорядков 2010 года, пытки и другие формы жестокого обращения, включая побои со стороны сотрудников правоохранительных органов, по-видимому, остаются обычным явлением: на улицах во время арестов, в ходе обысков, при доставке задержанных в места содержания под стражей, во время первичных допросов и в следственных изоляторах.
Расследуя преступления, сотрудники милиции дискриминируют население узбекских кварталов, угрожая обвинить их в совершении серьёзных преступлений, таких как убийство и массовые беспорядки, в связи с июньскими событиями 2010 года. Таким образом они вымогают деньги.
Правозащитные организации зарегистрировали десятки случаев изнасилования и других форм сексуального надругательства - как над узбекскими, так и над киргизскими женщинами и девушками. Также были отмечены единичные случаи изнасилования мальчиков и мужчин, однако спустя два года после июньских событий 2010 года существенного прогресса в расследовании этих преступлений не отмечено.
Презумпция невиновности не берётся в расчёт во время судебных процессов, включая апелляции на всех уровнях - вплоть до Верховного суда. Судьи находятся под огромным политическим давлением. От них ожидают обвинительных приговоров лицам, назначенным виновниками событий июня 2010 года, официальное описание которых страдает этнической предвзятостью, одобренной в верхах.
По данным прокуратуры города Ош, из 105 дел об июньских беспорядках 2010 года, достигших суда, по которым проходил 121 подсудимый, лишь в двух случаях был вынесен оправдательный приговор.
Непрекращающиеся пытки и другие формы жестокого обращения в местах содержания под стражей можно объяснить тем, что сотрудники правоохранительных органов пользуются безнаказанностью, особенно на местном и региональном уровне. По сведениям Генеральной прокуратуры, никто не был осужден за применение пыток.
«Срока давности за преступления против человечности не существует. Киргизские власти обязаны расследовать все факты нарушения прав человека в ходе июньских событий 2010 года и последующих. Международное сообщество должно поспособствовать торжеству правосудия в стране», - сказала Мэйзи Вайхердинг.