Украинские власти должна срочно принять меры для прекращения распространенной практики пыток со стороны правоохранителей, создав независимый, беспристрастный и эффективный орган для расследования жалоб на действия милиции, заявила Amnesty International в докладе, опубликованном в четверг, 11 апреля.
«В прошлом году был принят Уголовный процессуальный кодекс и создан Национальный превентивный механизм, однако случаи избиения и пыток продолжаются. Сих пор не было сделано никаких конкретных шагов по созданию независимого механизма подотчетности милиции, уровень милицейского произвола продолжает расти, а виновные правоохранители остаются безнаказанными», - заявил Давид Диас-Жожекс, заместитель директора программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии.
В новом докладе, «Не останавливайтесь на полпути: Власть должна использовать новый Уголовно-процессуальный кодекс, чтобы положить конец пыткам», Amnesty International исследует новые дела жертв пыток и призывает власти воспользоваться возможностью, предоставленной новым Уголовно-процессуальным кодексом, и создать Государственное бюро расследований качестве эффективного механизма для предупреждения милицейского произвола.
Доклад проливает свет на новые случаи пыток милицией, подчеркивая насущность проблем, очерченных в прошлых докладах. Из 114 474 жалоб на действия милиции, поступивших в прокуратуру в 2012 году, только 1750 были расследованы, в результате чего было возбуждено 320 уголовных дел против 438 милиционеров.
В Украине существует внутренний конфликт интересов в работе прокуроров, поскольку они совместно с сотрудниками милиции расследуют обычные преступления. Из-за этих тесных контактов прокуроры не в состоянии должным образом расследовать преступления, совершенные милиционерами.
Согласно новому УПК, явка с повинной - признание, сделанное милиционерам за пределами суда, - больше не учитывается при рассмотрении дела в суде. Это уменьшает один из стимулов для милиции применять пытки в отношении подозреваемых. Однако выбивания признаний является лишь одним из мотивов для применения пыток милиционерами. Amnesty International продолжает документировать случаи, когда милиционеры пытали лиц, чтобы наказать их без суда, в ответ на жалобы в отношении должностных лиц, или с целью вымогательства денег.
Amnesty International рекомендует создать независимый и наделенный ресурсами орган для расследования всех заявлений о нарушениях прав человека сотрудниками правоохранительных органов.
«Злоупотребления должностных лиц можно предотвратить лишь если они будут осозновать, что за свои действия они будут неизбежно привлечены к дисциплинарной или уголовной ответственности в случае признания их виновными в применении пыток», - сказал Давид Диаз-Жожекс.
Кодекс содержит положения об учреждении Государственного бюро расследований, что является возможностью для создания независимого механизма, наделенного полномочиями проводить своевременное, эффективное и беспристрастное расследование заявлений о серьезных нарушениях прав человека сотрудниками милиции.
«Согласно рекомендациям Совета Европы, структура по рассмотрению жалоб на неправомерные действия правоохранителей должна соответствовать принципу независимости, прежде всего от МВД и Генеральной прокуратуры, а также иметь беспрепятственный доступ к помещениям милиции, доказательствам и документам. К полномочиям этого органа должно входить всестороннее расследование дел по последующей передачей их уголовном прокурору или Управлению внутренней безопасности МВД «, - сказал Давид Диас-Жожекс.
«Для того, чтобы соответствовать этим критериям, новый следственный орган должен иметь достаточное финансирование и кадровое обеспечение», - уточнил он. «Международные стандарты также требуют, чтобы расследование жалоб на пытки проводилось как можно скорее после совершения преступления, а пострадавшие и их семьи информировались о ходе расследования.»
Жертвы милицейского произвола
Виталий Левченко и Андрей Мельниченко работали на строительстве в городе Ладыжин на юге страны без выплаты заработной платы в течение трех месяцев. Двадцатого ноября 2012 года они обратились к своему руководителю с требованием выплатить им зарплату. Охранники вызвали милиционеров, которые, как сообщается, начали избивать мужчин дубинками, а затем доставили их в милицейской участке в наручниках, где продолжили избиения. Андрею пробили барабанную перепонку, а Виталию взломали две руки. Они подали жалобу в милицию, но в феврале 2013 года дело было закрыто: сотрудники милиции заявили, что Виталий сломал руки от удара в дверь, а Андрей получил травмы в результате падения.
Шестнадцатого октября 2012 года Александра Попова похитили на улице и затолкали в машину мужчины, которые представились сотрудниками милиции. Они надели на него наручники, завязали пластиковый пакет на голову и увезли в лес. Несколько часов его пытали электрическим током. Затем он был доставлен в отделение милиции города Мариуполя, где следователи допросили его об убийстве неизвестного ему человека. После освобождения врачи документально зафиксировали побои, вызванные не менее 12-ю ударами тупым предметом. Александр подал жалобу в прокуратуру, но в марте 2013 года года дело закрыли на том основании, что показания сотрудников милиции противоречили показаниям потерпевшего.
Восемнадцатого апреля 2012 годжа Артем Гераймович-Магаляс был задержан в Симферополе за то, что не явился в суд по повестке в деле о краже. В Железнодорожном районном отделении милиции правоохранители избили его, требуя, чтобы он признался в ряде преступлений. По словам Артема, один из милиционеров вырвал ему нос с помощью металлического крюка. Артем потерял сознание и очнулся через неделю в больнице. Милиция утверждает, что на Артема напал психически больной. Потерпевший находился в больнице до июня. В ноябре 2012-го года он подал жалобу в прокуратуру, обвинив милиционеров в пытках. Прокуратура отклонила жалобу из-за «отсутствия состава преступления». Лицо Артема навсегда изуродован, он страдает от депрессии и посттравматического синдрома. Сейчас он находится в больнице и не в состоянии нормально говорить. По его словам, он сможет узнать милиционеров, которые его пытали, но ему до сих пор не давали такой возможности.