Силовые структуры в России, Украине и республиках Центральной Азии, действуя в сговоре, похищают, подвергают исчезновениям, незаконным переброскам и пыткам находящихся в розыске лиц, причём это происходит настолько регулярно, что можно говорить о действующей в регионе программе по переброскам задержанных. Об этом заявила Amnesty International в опубликованном сегодня докладе.
В докладе под названием «Возвращение при угрозе пыток: обеспокоенность Amnesty International в связи с экстрадицией, принудительным возвращением и выдворением лиц в страны Центральной Азии» рассказывается о том, с какой лёгкостью государства Центральной Азии добиваются возвращения людей из других стран СНГ. Запросы об экстрадиции отклоняются крайне редко, поскольку добрососедские отношения и общая заинтересованность в борьбе с терроризмом ставятся спецслужбами гораздо выше, чем права людей, разыскиваемых с целью экстрадиции.
Когда же передаче объявленных в розыск лиц что-то препятствует, например, вмешательство Европейского суда по правам человека, власти цинично обходят нормы международного права, чтобы выдача всё-таки состоялась.
Семья жертвы пыток Измаила Бачанова надеется на восстановление справедливости.
«Двадцать лет спустя после распада СССР старые профессиональные связи, общая ведомственная культура и общее для региона отношение к экстремистским исламистским организациям как к источникам угроз тесно связывают структуры, ставшие преемницами КГБ», - сказал Джон Дальхузен, директор региональной программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии.
«Старые привычки так просто не уходят. Едва ли возможно выдавать людей без попустительства должностных лиц из судебных и правоохранительных структур. И вряд ли это было возможно без сознательного пренебрежения полным запретом пыток и обязательствами государств СНГ не возвращать людей в страны, где им грозят пытки», - добавил он.
В последние годы на территории России сотрудники зарубежных силовых структур похитили ряд граждан государств СНГ и в принудительном порядке возвратили их в страны Центральной Азии, несмотря на постановления Европейского суда по правам человека, запрещающие экстрадицию до принятия решения по существу их дел.
«По словам властей, их руки чисты: они якобы не знали о похищениях, но верится в это с трудом. Человек, находящийся в розыске, не может исчезнуть после освобождения из тюрьмы в одной стране и вскоре появиться в тюрьме другой без участия и тесного сотрудничества спецслужб обеих стран», - сказал Джон Дальхузен.
Поступали многочисленные сообщения о том, что силовые структуры одной страны СНГ допрашивали (и пытали) людей, находящихся под стражей на территории другого государства, что явно происходило с ведома и при содействии местных силовых структур.
Существуют убедительные доказательства того, что во всех пяти странах Центральной Азии сотрудники полиции и других силовых структур повсеместно подвергали задержанных пыткам и жестокому обращению. За последние два десятилетия тысячи людей в различных частях региона сообщали о том, что их произвольно задерживали и пытали либо подвергали жестокому обращению под стражей с целью выбить признания либо получить деньги от их родственников. Особому риску подвержены лица, задержанные по обвинениям в создании угрозы государственной безопасности или в «религиозном экстремизме».
Активистам гражданского общества, членам исламистских партий и организаций, а также состоятельным людям, неугодным режиму, грозит возвращение в страны, где их могут подвергнуть пыткам, независимо от того, присвоен ли им статус просителя убежища или беженца и вынесено ли по их делу постановление Европейского суда по правам человека о временных мерах.
«Поразительно то, что в этих похищениях, перебросках и возвращениях при угрозе пыток на территории бывшего СССР нет ничего секретного. Европейский суд по правам человека и механизмы ООН бесчисленное множество раз изобличали их в своих постановлениях и решениях. Но международное сообщество продолжает молчать», - заявил Джон Дальхузен.
«По всей видимости, это молчание во многом обусловлено тем, что правительства западных стран прибегают к аналогичным формам сотрудничества с силовыми структурами и спецслужбами по всему миру, включая страны СНГ, в рамках собственных усилий по борьбе с терроризмом. Однако совокупный эффект такого поведения - огромная угроза целостности международно-правовой базы в области прав человека и запрету пыток во всём мире», - сказал Джон Дальхузен.
См. также:
Cases of torture and abduction in Central Asia («Случаи пыток и похищений в Центральной Азии», на англ. яз.)
Кыргызстан: неисполнение долга
Разбитые жизни: пытки и жестокое обращение в Таджикистане
Turkmenistan: Key human rights challenges facing Turkmenistan («Туркменистан: главные трудности в сфере прав человека, стоящие перед Туркменистаном», на англ. яз.)
Families stand against torture («Семьи выступают против пыток», на англ. яз.)
#права человека #Amnesty International #Россия