Amnesty International обвиняет власти Казахстана в безответственности

Amnesty International обвиняет Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в пустых обещаниях его правительства международному сообществу о том, что пытки будут искореняться, а применение огнестрельного оружия правоохранительными органами будет расследовано. В опубликованном в четверг, 11 июля, докладе Amnesty International рассказывается о том, что правоохранительные органы Казахстана действуют в атмосфере безнаказанности, и что пытки в местах лишения свободы широко распространены.

В докладе «Всё по-старому: Систематическое применение пыток и других форм жестокого обращения в Казахстане» говорится о том, что по меньшей мере 15 человек были убиты и более 100 получили серьезные ранения в ходе использования представителями власти чрезмерной силы и огнестрельного оружия для разгона демонстрантов в Жанаозене в декабре 2011 года. Многие были захвачены силовиками и подвергнуты пыткам в переполненных камерах полицейских участков.

Amnesty International призывает президента Казахстана распорядиться и обеспечить проведение независимого международного расследования по фактам применения огнестрельного оружия силовыми структурами в Жанаозене в декабре 2011 года, согласно рекомендациям Верховного комиссара ООН по правам человека г-жи Нави Пиллэй.

«Казахстанские силовые структуры ранили и убивали людей во время разгона демонстраций в Жанаозене, к задержанным применялись пытки, они содержались в условиях, сравнимых с жестоким обращением, а власти обеспечили безнаказанность виновным, не проведя эффективного расследования нарушений, полностью пренебрегая своими обязательствами», - сказала Никола Дакворт, старший директор по исследованиям Amnesty International.

«Несмотря на продолжающиеся уверения властей о проведении всестороннего и объективного расследования, 17 месяцев спустя с трагедии в Жанаозене, справедливого наказания никто не понёс ни за применение чрезмерной силы, ни за использование огнестрельного оружия, ни за произвольные задержания, ни за пытки и жестокое, унижающее достоинство обращение, в результате несправедливых многих судебных процессов», - сказала Никола Дакворт.

В результате уголовного расследования, в 2012 году за превышение должностных полномочий в связи с применением силы в Жанаозене были осуждены к тюремному сроку пятеро высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов. Однако наказанию не подверглись те сотрудники, которые публично признавали, что стреляли в митингующих.

Свидетели утверждали, что задержанных удерживали без связи с внешним миром в переполненных камерах, что их раздевали догола, избивали, пинали и обливали холодной водой. По меньшей мере, один из задержанных погиб от применения пыток. Вместе с тем, мониторинг силами тех наблюдателей, которые были допущены в места задержания, не был проведен независимым и тщательным образом.

Во время суда в 2012 году, Роза Тулетаева, активист рабочего движения, обвиненная в организации массовых беспорядков в декабре 2011 году, заявила, что представители силовых структур подвешивали ее за волосы, душили надетым на голову целлофановым пакетом и подвергали сексуальному унижению. Силовики высказывали угрозы в адрес ее 14-летней дочери. Розу Тулетаеву приговорили к пяти годам тюремного заключения за «разжигание социальной розни».

Власти продолжают отрицать применение пыток, называя сообщения о пытках необоснованными, в том числе и те показания, которые некоторые подсудимые, задержанные за участие в беспорядках в Жанаозене, дали под присягой в суде.

Как пародию на правосудие можно расценивать тот факт, что расследование сообщений о пытках было поручено той же команде прокуроров, которые до этого расследовали беспорядки в Жанаозене и были ответственны за задержания.

Базарбай Кенжебаев умер 21 декабря 2011 года через два дня после освобождения из ИВС г. Жанаозен. Он успел рассказать своей семье и российской журналистке о том, как его пытали в ГОВД г. Жанаозен после задержания 16 декабря. Исполнявший на тот момент обязанности начальника ИВС, Женишбек Темиров, стал единственным осужденным по этому делу. Никаких реальных попыток выявить и предать правосудию других сотрудников силовых структур, задействованных в пытках Базарбая Кенжебаева сделано не было.

«Пытки и другие формы жестокого обращения происходят не только в полиции. Они также присущи системе исполнения наказаний, где заключенные содержатся в унизительных условиях и в качестве наказания подвергаются продолжительному одиночному заключению, в нарушение международных стандартов», - подчеркнула Никола Дакворт.

Арон Атабек, 60-летний писатель-диссидент, поэт, был задержан в 2006 году и признан виновным в участии в массовых беспорядках и причастности к убийству полицейского. На сегодняшний день его пребывание в одиночном заключении, в очень тяжелых, вредных для здоровья условиях превышает срок в два с половиной года. В ноябре 2012 года Арон Атабек был опять приговорен к двум годам одиночного содержания в тюрьме для особо опасных и приговоренных к пожизненному заключению преступников в Аркалыке, за 1650 км от места своего проживания.

В 2010 году казахстанские власти заявили ООН, что не успокоятся до тех пор, пока все случаи пыток не будут полностью искоренены.

В 2011 году Президент Назарбаев передал контроль за всей пенитенциарной системой от Министерства юстиции Министерству внутренних дел, на которое поступает большинство жалоб о пытках.

«Похоже, что правительственные уверения о приверженности делу искоренения пыток предназначены только для международного потребления, что эти заверения являются попыткой пустить пыль в глаза общественности в стране и за рубежом, в то время, как пытки и жестокое, унижающее достоинство обращение остаются без должных проверок и расследования», - говорит Никола Дакворт.

Обещания правительства Президента Назарбаева, данные Организации Объединённых Наций, останутся пустым звуком, до тех пор, пока он не распорядится о проведении независимого международного расследования, чтобы завершить то, что не сделали казахстанские власти в течение более чем года. Без такого расследования силы безопасности будут и дальше действовать в обстановке безнаказанности.

См. также:

«Возвращение к пыткам: экстрадиция, принудительное возвращение и выдворение лиц в страны Центральной Азии»

#новости #Казахстан