Раиса Радченко - член нескольких местных общественных организаций в Запорожье - активно выступала простив коррупции и произвола милиции, а также помогала местному населению отстаивать свои права. В начале июня активистка посетила столицу страны город Киев, чтобы от лица жителей Запорожья передать ходатайство в Генеральную прокуратуру и администрацию президента. Ранее Раиса Радченко собирала подписи под петицией с требованием об отставке мэра Запорожья.
По словам дочери Раисы Радченко - Дарьи Радченко, 10 июля к ним домой явились двое сотрудников милиции в сопровождении психиатра и уведомили Раису Радченко о том, что суд постановил подвергнуть её психиатрическому освидетельствованию в диспансере. Активистка психиатрическими заболеваниями никогда не страдала. Поскольку прибывшие не предъявили никаких документов, подтверждающих решение суда, Раиса Радченко отказалась открыть им дверь. Одиннадцатого июля правозащитница вместе с дочерью и пятилетним внуком отправилась в Ленинский районный суд за дополнительной информацией.
По словам Дарьи Радченко, в здании суда их всех тут же схватили, причём в задержании её матери принимали участие не менее 30 сотрудников милиции. В результате, на руке Дарьи Радченко были зафиксированы ушибы. На следующий день Дарья Радченко встретилась с главврачом Запорожской областной психиатрической больницы, который сообщил, что решение суда было принято на основании показаний двух дворников из квартала, где проживает Раиса Радченко, об асоциальном поведении последней. Лишь спустя некоторое время Дарье Радченко удалось ознакомиться с решением суда о принудительном психиатрическом освидетельствовании матери.
13 июля Дарье Радченко разрешили короткую встречу с матерью в психиатрической больнице. Там она узнала, что Раиса Радченко уже назначены лечебные процедуры в отсутствие судебного постановления о принудительном психиатрическом лечении. Врачи вводили ей аминазин - сильный седативный препарат, который часто используется при лечении маниакально-депрессивного психоза и шизофрении. Дочь также заметила синяки на теле матери. Пятнадцатого июля суд постановил подвергнуть Раису Радченко психиатрическому лечению в диспансере, поскольку её поведение «представляет угрозу для общества».
Пожалуйста, как можно скорее отправьте обращение на украинском, русском или своём родном языке, в котором:
потребуйте, чтобы Раисе Радченко разрешили пройти независимое психиатрическое освидетельствование за пределами Запорожской области при участии специалистов из Ассоциации психиатров Украины; лечение активистки следует приостановить до тех пор, пока не будут исчерпаны все средства правой защиты;
напомните властям о том, что они обязаны не только гарантировать правозащитникам возможность беспрепятственно осуществлять свою законную деятельность, но и обеспечивать защиту от любого насилия, угроз или возмездия в соответствии с Декларацией ООН о правозащитниках (1999 года);
потребуйте провести расследование утверждений о жестоком обращении сотрудников милиции с Дарьей и Раисой Радченко.
Дополнительные сведения
Amnesty International неоднократно поднимала вопрос о принудительном психиатрическом лечении правозащитников. В ноябре 2009 года профсоюзного деятеля из Винницкой области (Украина) Андрея Бондаренко также подвергли принудительному психиатрическому лечению. Однако после выхода Акции срочной помощи по делу Бондаренко (АСП 232/10, индекс AI: EUR 50/001/2011, http://amnesty.org.ru/node/1602) судебное постановление отменили.
Ф.И.О.: Раиса Радченко, Дарья Радченко
Пол: женский
АСП 177/13, индекс AI: EUR 50/010/2013, 15 июля 2013 года