Пятерым узбекам - просителям убежища грозит экстрадиция из России в Кыргызстан, где им грозит опасность пыток и жестокого обращения. Их адвокаты считают, что выдвинутые против них обвинения безосновательны и носят этническую подоплёку.
Уроженцы Ошской области (юг Кыргызстана) Абдельазиз Хамракулов (19 лет), Вохид Алиев (25 лет), Муродил Таджибаев (25 лет) и Ботир Тургунов (35 лет) бежали в Россию в 2010 году после жестоких столкновений между киргизами и узбеками в июне 2010 года, продлившихся четыре дня. Набид Абдуллаев (52 года) бежал в Россию в 2012 году. Все пятеро - узбеки. В Кыргызстане против них выдвинули обвинения в связи с предполагаемым участием в июньских беспорядках 2010 года. Дела Муродила Таджибаева и Альбельазиза Хамракулова относятся к одному и тому же эпизоду в Оше 17 июня 2010 года, а дела остальных не связаны между собой. В настоящее время все пятеро содержатся в СИЗО в различных частях Российской Федерации, и в 2013 году все они подали прошения о предоставлении им убежища в России. Генеральная прокуратура Российской Федерации утвердила запросы об экстрадиции Ботира Тургунова 24 июля 2013 года, Абдельазиза Хамракулова и Муродила Таджибаева 13 августа, Набида Абдуллаева и Вохида Алиева 16 и 17 сентября 2013 года, соответственно. В настоящее время они обжалуют решения об экстрадиции, принятые, когда Ботир Тургунов, Абдельазиз Хамракулов, Вохид Алиев и Набид Абдуллаев занимались обжалованием принятых ранее решений российских миграционных органов об отказе в предоставлении убежища, а Муродил Таджибаев обжаловал решение об отказе во временном убежище.
9 сентября 2013 года Московский городской суд отказал в удовлетворении жалобы адвокатов Абдельазиза Хамракулова на решение о его экстрадиции. Жалобы остальных мужчин на решение об экстрадиции будут рассматриваться в областных судах. В делах всех пятерых адвокаты обнаружили множество неточностей в документах, представленных киргизскими властями российским властям. По мнению адвокатов, обвинения, выдвинутые против их подзащитных, сфабрикованы и носят этническую подоплёку.
Киргизские власти предоставили российским властям дипломатические гарантии того, что права мужчин будут соблюдаться. По мнению Amnesty International, дипломатические гарантии отнюдь не являются надёжной защитой от нарушений прав человека, и в случае возвращения в Кыргызстан всем пятерым грозит серьёзная опасность пыток и жестокого обращения, а также нарушение права на справедливое судебное разбирательство.
Как можно скорее отправьте обращения на русском, английском или своём родном языке:
призвав власти прекратить процесс экстрадиции в Кыргызстан Ботира Тургунова, Абдельазиза Хамракулова, Вохида Алиева, Муродила Таджибаева и Набида Абдуллаева;
призвав власти уважать и соблюдать обязательства Российской Федерации в рамках международного права, равно как и постановление пленума Верховного суда № 11 от 14 июня 2012 года о недопустимости принудительного возвращения лиц в страну, где их права могут быть серьёзно нарушены.
Дополнительные сведения
В июне 2010 года в результате столкновений между киргизами и узбеками в городах Ош и Джалал-Абад на юге Кыргызстана сотни человек погибли, тысячи получили ранения, а ещё сотням тысяч пришлось покинуть свои дома. Несмотря на то, что тяжкие преступления совершали представители обеих этнических групп, киргизские власти так и не провели тщательного и беспристрастного расследования этих событий, а узбеки несоразмерно часто подвергались уголовному преследованию в связи с июньскими событиями 2010 года. Родственники задержанных узбеков до сих пор не готовы жаловаться в милицию и прокуратуру на пытки и жестокое обращение с близкими, опасаясь возмездия. С середины 2011 года адвокаты, защищающие узбеков, обвиняемых в причастности к июньским событиям 2010 года, подвергались угрозам и физическим нападениям, даже в зале суда. Суды всех уровней, включая Верховный суд Кыргызстана, систематически принимали к рассмотрению доказательства, полученные под пытками. В мае 2011 года Международная независимая комиссия по исследованию событий июня 2010 года обнаружила убедительные доказательства того, что в ходе беспорядков в городе Ош в отношении узбеков совершались преступления против человечности. Власти Кыргызстана отвергли этот вывод.
Три года спустя после беспорядков наблюдатели за положением с правами человека сообщают, что произвольных арестов в связи с этими событиями стало меньше, однако сотрудники правоохранительных органов, по всей видимости, столь же систематически применяют пытки и жестокое обращение. Как сообщается, пытки и жестокое обращение широко применяются в ходе задержания на улице, при доставке задержанных в места лишения свободы, при обысках домов, на допросах и в ИВС. По-видимому, милиционеры продолжают целенаправленно преследовать узбеков, зачастую угрожая предъявить им обвинения в тяжких преступлениях (например, в убийстве) в связи с июньскими событиями 2010 года, с целью вымогательства денег.
Кыргызстан направил десятки запросов об экстрадиции своих граждан узбекского происхождения, покинувших страну, которых власти обвиняют в организации или участии в июньских беспорядках 2010 года в Оше и Джалал-Абаде. Большинство из них бежало в Россию, а некоторые искали убежища в Казахстане и Украине. В 2011 году Россия предоставила временное убежище многим обратившимся за ним узбекам, в отношении которых власти Кыргызстана направили запросы об экстрадиции. В то время российские власти отказывали в удовлетворении запросов Кыргызстана о выдаче. Однако в мае 2012 года Генеральная прокуратура Российской Федерации удовлетворила запрос об экстрадиции узбека Мамира Нематова и отменила своё решение только после вмешательства Европейского суда по правам человека, потребовавшего отказаться от его экстрадиции.
16 октября 2012 года Европейский суд по правам человека вынес решение по делу «Махмуджан Ергашев против России». Суд постановил, что в случае экстрадиции заявителя (гражданина Кыргызстана узбекского происхождения) в Кыргызстан, будет нарушена статья 3 Европейской конвенции о защите прав человека (запрет пыток и жестокого обращения, включая отправку лиц в страны, где им грозит серьёзная опасность обращения, запрещённого этой статьёй). Это был первый случай, когда суд вынес решение по делу узбека относительно угрозы пыток и жестокого обращения в случае возвращения в Кыргызстан.
Имя: Абдельазиз Хамракулов, Вохид Алиев, Муродил Таджибаев, Ботир Тургунов, Набид Абдуллаев
Пол: муж.
АСП: 271/13 Индекс: EUR 46/045/2013 дата публикации: 2 октября 2013 года