После того, как Владимир Путин вернулся на президентский пост в мае 2012-го года, право на свободу собраний находится в России под постоянно возрастающим давлением - невозможно сосчитать случаи по всей стране, когда власти не давали разрешения на проведение протестных акций или разгоняли их без каких-либо законных на то оснований. За неделю после окончания Олимпийских игр в Сочи в одной только Москве было задержано более 600 мирных демонстрантов - не считая десятков задержанных по всей стране, пишет в четверг, 6 марта, Amnesty International.
Поводами для последних протестов стали вынесение приговора мирным демонстрантам, обвиняемым в рамках «Болотного дела», судебное преследование недавно задержанных демонстрантов и ввод Россией войск на территорию Украинской автономной республики Крым. По крайней мере десять человек были приговорены к административным арестам за «отказ подчиниться законным требованиям сотрудников полиции», хотя они всего лишь пытались мирно воспользоваться своими правами на выражение мнений и свободу собраний. Ещё больше судебных процессов над задержанными, но впоследствии отпущенными демонстрантами ожидается на следующей неделе, и они, скорее всего, будут сопровождаться новыми примерами дачи ложных показаний сотрудниками правоохранительных органов и сознательным игнорированием судьями доказательств невиновности. Amnesty International считает всех, кто был задержан за мирное осуществление своего права на свободу собраний, узниками совести и требует их немедленного и безоговорочного освобождения. Сотням мирных демонстрантов угрожают грабительские штрафные санкции за нарушение правил проведения массовых собраний, после того как они были арестованы во время последних мирных протестов.
Видео Amnesty Inernational об осужденных по «болотному делу».
Также есть заявления об использовании полицией чрезмерной силы во время протестных акций. Каждое такое заявление, так же как и каждое заявление о сфабрикованных доказательствах против мирных демонстрантов, должно быть безотлагательно, эффективно и беспристрастно расследовано, и любой сотрудник, против которого существуют достаточные доказательства его вины, в том числе и командующий состав, должны быть привлечены к уголовной или дисциплинарной ответственности соответственно.
Двадцать первого февраля 2014 года несколько сотен сочувствующих собрались у замоскворецкого районного суда в Москве в ожидании, когда будет зачитан приговор обвиняемым по «Болотному делу». Когда судья начал зачитывать приговор, в зал суда были допущены только адвокаты и некоторые родственники обвиняемых. Вестибюль, в котором можно было смотреть трансляцию из зала суда, мог вместить максимум два десятка человек. Остальные стояли на улице для того, чтобы выразить свою солидарность с обвиняемыми. У некоторых из них были в руках плакаты в поддержку «узников Болотной» и иногда они скандировали «Свободу!». Amnesty International установила, что соседние с судом улицы были заранее перекрыты полицией, рядом со зданием суда было припарковано около десятка автозаков, и усиленное присутствие полиции был организовано задолго до начала судебного заседания. Полиция начала задерживать мирных демонстрантов до того, как началось заседание суда. Сначала казалось, что полицейские задерживают тех, кто держит плакаты или надел костюм в качестве протеста.
В одном случае они задержали человека в маске Путина, а в другом - человека, который держал флаг России. Обширный видео и фотоматериал с места события и свидетельства очевидцев подтверждают, что задержанные не нарушали общественный порядок, а их поведение и деятельность носили абсолютно мирный характер. Более того, так как полиция перекрыла соседние улицы, протестующие не создавали никаких дополнительных помех или неудобств уличному движению. Задержания протестующих, казалось, проводились случайным образом. Показания очевидцев подтверждают, что полицейские подбегали к людям, мирно стоявшим на тротуаре, и задерживали их, не называя себя и не объясняя оснований для задержания, как того требует российское законодательство, и, часто в нарушение российских законов, не объяснив причин, они проводили задержания с применением излишней и чрезмерной силы. Было задержано более 200 человек. Большинство задержанных были обвинены в участии в несанкционированном собрании (по статье 20.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ), и теперь им угрожают огромные штрафы. Ожидается, что судебные слушания по их делам будут продолжаться весь март.
Вопреки ожиданиям судья зачитала только часть приговора, объявив, что обвиняемые признаны виновными, но не озвучив сроки. Суд был отложен до 24 февраля - после церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи.
Утром 24 февраля несколько сотен человек стояли перед Замоскворецким районным судом Москвы, чтобы выразить свою поддержку «узникам Болотной». Полиция снова перекрыла соседние улицы заранее, как сообщается, ночью, и начала произвольные задержания, не давая никаких объяснений и хватая протестующих без разбора. Некоторые протестующие заявили о чрезмерном или излишнем применении силы. Как сообщается, прямо на месте было задержано более 230 человек, одних обвинили в неповиновении законным распоряжениям сотрудников полиции (статья 19.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ), других - в участии в несанкционированном митинге (статья 20.2). Некоторых обвинили в переходе улицы в неположенном месте и нарушении правил дорожного движения (статья 12.29), хотя никакого дорожного движения не было, поскольку полиция перекрыла окружающие улицы.
В тот же день несколько позже люди попытались собраться на Манежной площади, где обычно и проходили небольшие протестные акции в поддержку «узников Болотной». Однако площадь и окрестности были перекрыты полицией ещё с утра. В результате люди стояли на тротуаре Тверской улицы, недалеко от Манежной площади. И опять-таки, там было исключительно много полицейских и больше десяти автозаков. Вскоре полиция потребовала, чтобы протестующие разошлись, и приступила к задержаниям тех, кто остался. В тот вечер на Тверской задержали более 430 человек, большинство из которых обвинили в участии в несанкционированном митинге (20.2), а некоторых в неповиновении законным требованиям сотрудников полиции (статья 19.3).
Некоторые из тех, кто вышел на улицу, чтобы поддержать «узников Болотной», был за эти два дня задержан два или три раза, в том числе и бывший узник совести и обвиняемый в рамках «Болотного дела» Владимир Акименков и бывшие узники совести Мария Алёхина и Надежда Толоконникова.
В результате этих трёх волн массовых задержаний с 21 по 24 февраля против примерно 640 человек были выдвинуты обвинения по статье 20.2 (участие в несанкционированном митинге) и они могут столкнуться с большими штрафами (до 30 000 рублей). Ещё около 80 человек были обвинены в неповиновении распоряжениям сотрудников полиции, и с них тоже могут взыскать административный штраф или подвергнуть административному аресту на 15 суток.
По крайней мере восемь из задержанных мирных демонстрантов предстали перед судом 25 и 27 февраля.
Двадцать пятого февраля Андрей Семёнов был приговорён к 13 дням административного ареста, Борис Немцов, Илья Яшин, Николай Ляскин и Надежда Митюшкина - к 10 дням, и Алексей Навальный - к 7 дням. Двадцать седьмого февраля Пётр Царьков был приговорён к 7 дням ареста, которые после апелляции были сокращены до 5 дней. Денис Патрикеев, которому полицейские выдали новую фамилию «Решёткин», после того как он отказался назвать свою настоящую фамилию в знак протеста против незаконного задержания, также был приговорён к 10 дням ареста.
Все остальные обвиняются в невыполнении законных требований сотрудников полиции, в том, что шли по проезжей части и/или мешали движению транспорта. Amnesty International изучила доступные видео и фото-свидетельства и комментарии очевидцев, относящиеся к основной массе обвиняемых, и полагает, что их судебное преследование носит политический характер, и им были вынесены приговоры в результате несправедливого судебного разбирательства.
Организация также отмечает множество нарушений международных норм в области прав человека, относящихся к осуществлению права на мирные собрания, и гарантий справедливого судебного разбирательства, а также гарантий и процессуальных норм согласно российскому законодательству, которые произошли перед и во время задержаний и во время последующих судебных процессов. Согласно информации, доступной Amnesty International, официальные бумаги в полиции, описывающие обстоятельства ареста многих задержанных мирных демонстрантов, были заполнены не теми сотрудниками полиции, которые проводили задержания, как это требуется по закону, а другими сотрудниками прямо в полицейских участках, куда задержанных привезли. К тому же свидетельские показания сотрудников полиции, которые не присутствовали на месте задержания, использовались в качестве свидетельств против обвиняемых. На эти «доказательства» ссылались при вынесении решений судьи, даже когда существовало подавляющее число доказательств, противоречащих показаниям полицейских, в том числе видео и фото-записи и показания очевидцев, исключающие вину обвиняемых.
Так, например, согласно данным полиции, оппозиционный политик Алексей Навальный «выкрикивал лозунги, поддерживал собравшуюся толпу. препятствовал полицейским, не реагировал на требования прекратить противоправные действия, размахивал руками и отказался проследовать с сотрудником полиции». На основании этих показаний его признали виновным, несмотря на то, что свидетельства, доказывающие обратное, широко доступны и включают видеозаписи обсуждаемого эпизода, сделанные несколькими людьми с разных точек, на которых ясно видно, что Алексей Навальный не делал ничего из вышеописанного, подчинился требованиям полицейских и проследовал в автозак для задержанных без всякого сопротивления. Аналогично и Пётр Царьков был задержан практически сразу после того, как вышел из станции метро, но он был обвинён - и признан виновным - в том, что выкрикивал лозунги, перегородил тротуар и мешал свободному проходу граждан.
Первого марта 2014 года больше сотни демонстрантов собрались около Манежной площади, чтобы выразить свой протест против судебного решения, принятого за день до этого, по которому Алексей Навальный был помещён под домашний арест. По крайней мере 26 демонстрантов были задержаны, и по меньшей мере один был обвинён по статье 19.3, и сейчас ему грозит административный арест.
Второго марта несколько сотен человек собрались в центре Москвы перед Министерством обороны РФ и на Манежной площади рядом с Кремлём, чтобы выразить протест против ввода российских войск на территорию Украины. Поводом для протеста стало решение Совета Федерации поддержать обращение президента Путина и одобрить использование российской армии на территории Украины. Некоторые демонстранты несли плакаты с надписями - «Нет войне», «Остановитесь, пока не поздно», «Миру мир», «Хватит позорить Россию», некоторые пели гимн Украины или советскую детскую песенку о мире. Как и в случае с предыдущими протестами, обширные видео и фото-материалы происходившего, наблюдения Amnesty International и показания очевидцев подтверждают, что задержанные не нарушали общественный порядок и их поведение и деятельность носила исключительно мирный характер. Тем не менее, полиция опять начала произвольные задержания. По крайней мер, 130 человек были задержаны перед Министерством обороны и, по меньшей мере, ещё 230 на Манежной площади. Из них 130 человек были обвинены в участии в несанкционированном митинге, что влечёт за собой административные штрафы, и около 70 демонстрантам может угрожать административный арест за отказ выполнить требования полицейских. Судебные слушания по их делам пройдут в этом месяце.
В тот же день ещё 27 человек были задержаны во время аналогичного протеста в Санкт-Петербурге. Третьего марта Владислав Дронов, гражданин Белоруссии, и Роман Немучинский, гражданин Украины, были задержаны во время антивоенных протестов в Москве и приговорены к пяти дням административного ареста за отказ выполнить требования полицейских днём ранее.
Эти новые эпизоды не являются отдельными случаями, а отражают в закономерность, с которой российские власти произвольно вмешиваются и ограничивают права на свободу мирных собраний и на выражение мнений. В последние годы Amnesty International зафиксировала увеличение количества арестов мирных демонстрантов в Москве и по всей России, когда людей задерживали за мирный протест или за выражение своих оппозиционных взглядов.
Эти протесты, за исключением первого у здания суда, были спонтанной реакцией на непредвиденные события. Протестующие никаким образом не могли соблюсти требования российского законодательства, которое предписывает, чтобы организаторы митинга извещали местные власти заранее о своём намерении провести митинг, не лишив смысла саму суть протеста.
Полиция в России регулярно разгоняет стихийные митинги, когда в них участвуют оппозиционеры или другие гражданские движения, критикующие власть. В случаях, когда разрешение властей не было получено заранее, власти регулярно разгоняют такие собрания, какими бы мирными они ни были по своему характеру, а их организаторы и участники привлекаются к административной ответственности, а иногда их приговаривают к административным арестам.
Российский федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не соответствует международным нормам в области прав человека, касающихся права на свободу мирных собраний и выражения мнений. На протяжении последних лет Amnesty International регулярно фиксировала, как этот закон используется для подрыва фактической реализации прав на свободу выражения мнений и мирных собраний, гарантированных международными и региональными соглашениями в области прав человека, в том числе Пактом ООН о гражданских и политических правах и Европейской конвенции по правам человека, которые подписала Россия, а также Российской Конституцией. Согласно этому Федеральному закону, демонстранты обязаны уведомлять местные власти заранее о запланированных уличных акциях для того, чтобы была обеспечена безопасность и общественный порядок. Местные власти должны подтвердить получение этой информации и разрешить или, в ограниченном числе случаев, если одобрение не представляется возможным, прислать «обоснованное предложение» по изменению места или времени акции. Уведомления, которые присылают оппозиционные группы или другие гражданские движения, критикующие власть, о намерении провести митинги регулярно и произвольно отклоняются.
Российские власти должны соблюдать право на свободу выражения мнений и собраний, в том числе на стихийные мирные протесты, воздержаться от фальсификации доказательств против протестующих, воздержаться от использования чрезмерной или излишней силы против них и эффективно расследовать соответствующие заявления.
#новости #Россия #свободасобраний