Российская Федерация. Представление в рамках процедуры универсального периодического обзора ООН

AMNESTY INTERNATIONAL

Индекс AI: EUR 46/026/2008

8 сентября 2008 года

Представление в рамках процедуры универсального периодического обзора ООН

Четвёртая сессия рабочей группы УПО Совета ООН по правам человека, февраль 2009 года.

Краткое изложение

В настоящем представлении Amnesty International приводит информацию в соответствии с разделами B, C и D Общих руководящих принципов подготовки информации в рамках универсального периодического обзора.

  • В разделе B организация выражает тревогу в связи с пробелами в законодательстве в части гарантий защиты от пыток.
  • В разделе C Amnesty International обращает внимание на вопросы, вызывающие особую обеспокоенность организации, а именно: нарушения прав человека на Северном Кавказе; давление на правозащитников; пытки в милиции; насилие над женщинами в семье; ущемление свободы выражения мнения, собраний и объединений; жестокие проявления расизма; несправедливость судебных процессов; а также нарушения прав человека в условиях конфликта в Южной Осетии.
  • В разделе D организация приводит ряд рекомендаций правительству.

B. Нормативные и институциональные рамки государства

Пробелы в законодательстве в части гарантий защиты от пыток

Ни одна статья российского Уголовного кодекса в полной мере не отражает определение пытки, предусмотренное Конвенцией против пыток (КПП), и ни одна из них не используется для возбуждения уголовных дел по фактам их применения. Несмотря на то, что статья 117 УК содержит определение пытки, она лишь частично воспроизводит определение КПП и практически не применяется для возбуждения уголовных дел в связи пытками. Должностные лица чаще всего привлекаются к ответственности по статье 286, части 2 и 3 («превышение должностных полномочий» лицами, занимающими государственную должность (часть 2), и с применением насилия или с угрозой его применения либо с причинением тяжких последствий (часть 3)).

Помощь адвоката и другие меры защиты

Уголовно-процессуальный кодекс гарантирует лицам, подозреваемым и обвиняемым в преступлении, право на помощь адвоката. Однако другие законодательные акты подрывают эту гарантию. Ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность изоляторов временного содержания (ИВС) и следственных изоляторов (СИЗО), содержат понятие «карантин», которым на практике объясняют причину отказа задержанному в свидании с защитником. Вместе с тем точное определение «карантина» и срок его действия в ведомственных нормативных актах не указан. Amnesty International также обеспокоена тем, что положения Федерального закона 1995 года №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ОРД) использовались для отказа подозреваемым и обвиняемым в праве на присутствие адвоката во время допроса. Несмотря на общее обязательство соблюдать права человека в ходе правоохранительной деятельности, в том числе во время допросов, неизвестно, какими именно правами в рамках закона ОРД обладает лицо, допрашиваемое сотрудниками правоохранительных органов. В частности, из текста закона неясно, вправе ли данное лицо не согласиться на допрос и имеет ли оно право на помощь защитника в ходе этой процедуры, и если да, то каким образом эти права обеспечиваются на практике. По всей видимости, на деле допрашиваемое лицо не защищено от пыток и другого жестокого обращения.

Федеральный закон 2006 года «О противодействии терроризму» не устанавливает чётко выраженную связь между положениями Уголовно-процессуального кодекса, включая все предусмотренные им защитные меры, и мероприятиями контртеррористических операций. Закон предусматривает общие положения, требующие соблюдать права подозреваемого и действовать в соответствии с российским законодательством, однако он не содержит положений, которые поясняли бы обязательства властей соблюдать и защищать права человека в условиях контртеррористической операции.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА

Прикрепленный файлРазмер
UPR_2009-1_Russia.pdf143.92 KB

#инструменты международного права #ООН #Россия #Российская Федерация