AMNESTY INTERNATIONAL
Индекс AI: EUR 46/026/2008
8 сентября 2008 года
Представление в рамках процедуры универсального периодического обзора ООН
Четвёртая сессия рабочей группы УПО Совета ООН по правам человека, февраль 2009 года.
Краткое изложение
В настоящем представлении Amnesty International приводит информацию в соответствии с разделами B, C и D Общих руководящих принципов подготовки информации в рамках универсального периодического обзора.
B. Нормативные и институциональные рамки государства
Пробелы в законодательстве в части гарантий защиты от пыток
Ни одна статья российского Уголовного кодекса в полной мере не отражает определение пытки, предусмотренное Конвенцией против пыток (КПП), и ни одна из них не используется для возбуждения уголовных дел по фактам их применения. Несмотря на то, что статья 117 УК содержит определение пытки, она лишь частично воспроизводит определение КПП и практически не применяется для возбуждения уголовных дел в связи пытками. Должностные лица чаще всего привлекаются к ответственности по статье 286, части 2 и 3 («превышение должностных полномочий» лицами, занимающими государственную должность (часть 2), и с применением насилия или с угрозой его применения либо с причинением тяжких последствий (часть 3)).
Помощь адвоката и другие меры защиты
Уголовно-процессуальный кодекс гарантирует лицам, подозреваемым и обвиняемым в преступлении, право на помощь адвоката. Однако другие законодательные акты подрывают эту гарантию. Ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность изоляторов временного содержания (ИВС) и следственных изоляторов (СИЗО), содержат понятие «карантин», которым на практике объясняют причину отказа задержанному в свидании с защитником. Вместе с тем точное определение «карантина» и срок его действия в ведомственных нормативных актах не указан. Amnesty International также обеспокоена тем, что положения Федерального закона 1995 года №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ОРД) использовались для отказа подозреваемым и обвиняемым в праве на присутствие адвоката во время допроса. Несмотря на общее обязательство соблюдать права человека в ходе правоохранительной деятельности, в том числе во время допросов, неизвестно, какими именно правами в рамках закона ОРД обладает лицо, допрашиваемое сотрудниками правоохранительных органов. В частности, из текста закона неясно, вправе ли данное лицо не согласиться на допрос и имеет ли оно право на помощь защитника в ходе этой процедуры, и если да, то каким образом эти права обеспечиваются на практике. По всей видимости, на деле допрашиваемое лицо не защищено от пыток и другого жестокого обращения.
Федеральный закон 2006 года «О противодействии терроризму» не устанавливает чётко выраженную связь между положениями Уголовно-процессуального кодекса, включая все предусмотренные им защитные меры, и мероприятиями контртеррористических операций. Закон предусматривает общие положения, требующие соблюдать права подозреваемого и действовать в соответствии с российским законодательством, однако он не содержит положений, которые поясняли бы обязательства властей соблюдать и защищать права человека в условиях контртеррористической операции.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
UPR_2009-1_Russia.pdf | 143.92 KB |
#инструменты международного права #ООН #Россия #Российская Федерация