Постановление суда штата Манипур освободить узницу совести Иром Шармилу, поскольку отсутствуют основания для выдвинутых против неё обвинений в попытке самоубийства - это юридическая и моральная победа активистки, 13 лет державшей голодовку, заявила в среду, 20 августа, Amnesty International.
Сессионный суд восточного Манипура постановил, что властям не удалось доказать, что Иром Шармила намеревалась совершить самоубийство и заявил, что её протест был «политическим требованием, осуществлённым законными средствами».
«Этим долгожданным судебным решением признаётся, что голодовка Иром Шармилы - это эффективный протестом против нарушений прав человека и мирное использование её права на свободу выражения мнений», - подчеркнул Шайлеш Рай, директор программы Amnesty International в Индии.
Иром Шармила держала голодовку более 13 лет © Amnesty International
«Иром Шармила вообще не должна была оказаться под арестом. Все остальные обвинения в попытке самоубийства должны быть с неё сняты и она должна немедленно выйти на свободу. А власти обязаны обратить внимание на вопросы, которые подняла эта необыкновенная активистка».
Иром Шармила держала голодовку более 13 лет, требуя отменить Закон об особых полномочиях вооружённых сил. Она была арестована полицией Манипура вскоре после того, как начала голодовку 2 ноября 2000 года, и её обвинили в попытке совершить самоубийство, что является уголовным преступлением согласно индийскому законодательству. В марте 2013 года суд Дели также обвинил Шармилу в попытке совершить самоубийство в октябре 2006 года, когда она организовала двухдневный протест в Дели.
Иром Шармила содержалась в специальной камере в больнице города Имфала, в штате Манипур, где её насильно кормили жидкой пищей через нос. Она была признана виновной в попытке совершить самоубийство. Однако, поскольку это преступление карается тюремным заключением на срок до одного года, её регулярно освобождали после истечения срока заключения, но только для того, чтобы снова арестовать, когда она продолжала голодовку.
В прошлом году более 18 000 людей по всей Индии поддержали кампанию Amnesty International с требованием безусловного освобождения Иром Шармилы. Национальная комиссия по правам человека Индии также признала, что она является «узником совести», попавшим в тюрьму исключительно за мирное выражение своих убеждений и призвала снять ограничения на доступ к ней.
Во время беседы с Amnesty International в сентябре 2013 года Иром Шармила, вдохновлённая философией отказа от насилия Махатмы Ганди, заявила: «Моя борьба - это моё послание. Я очень люблю жизнь и хочу, чтобы у меня было право встречаться с людьми и бороться за то, что мне дорого».
В феврале 2012 года Верховный суд Индии в постановлении по делу «Инцидент на площади Рамлила против Министра внутренних дел, народа Инидии и других» отметил, что голодовка это «исторически и юридическая признанная в нашей конституционной практике форма протеста». Британская медицинская ассоциация во время брифинга в Международной медицинской ассоциации объяснила, что «голодовка не равносильна самоубийству. Люди прибегающие к голодовке планируют достичь важных для них целей, и при этом чаще всего надеются и собираются остаться в живых». Эта позиция изложена в Мальтийской декларации по поводу голодовок Международной медицинской ассоциации.
«Закон об особых полномочиях вооружённых сил», который действует на некоторых территориях северо-восточной Индии с 1958 года, а так же практически идентичный закон, действующий в Джамму и Кашмире с 1990, предоставляют военнослужащим широкие полномочия, в том числе право стрелять на поражение в определённых ситуациях и проводить аресты без ордера. Закон также предоставляет сотрудникам сил безопасности фактический иммунитет от судебных преследований, предоставив им предварительное разрешение центрального правительства на их действия, что является почти уникальной ситуацией.
«Закон об особых полномочиях вооружённых сил» не соответствует международным стандартам в области прав человека, в том числе положениям договоров, которые подписала Индия. А также идёт вразрез с международно-правовыми обязательствами Индии соблюдать и защищать право на жизнь, свободу и безопасность человека, на свободу от пыток и других видов жестокого обращения, и право на эффективную правовую защиту.