Узбекистан. Правительство ужесточает репрессии в отношении правозащитников. Применение пыток и тайных судов в информационной войне

AMNESTY INTERNATIONAL

Индивидуальные дела

Индекс AI: EUR 62/002/2007

Март 2007 года

Безжалостная кампания правительства Узбекистана, направленная на заглушение голосов правозащитников и журналистов, все еще не сбавляет темпов. Так как в стране не утихают протесты против убийства сотен безоружных мужчин, женщин и детей 13 мая 2005 года в Андижане, всё чаще правозащитников бросают в тюрьму, преследуют, подвергают жестокому обращению и запугиванию.

В октябре 2006 года Президент Ислам Каримов открыто признал, что беспорядки на востоке страны, в Андижане, возможно, в некоторой степени обусловлены ошибками местных властей. Между тем, узбекское правительство по-прежнему отвергает какое-либо независимое международное расследование сообщений о том, что силовые структуры открыли беспорядочную стрельбу по преимущественно мирным демонстрантам. Напротив, сотни манифестантов были задержаны; десятки человек, как утверждается, были приговорены к лишению свободы сроком до 22 лет, включая нескольких выдающихся правозащитников. Большинство судов проходили в закрытом режиме или тайно.

В марте 2006 года международные организации, в том числе и Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), были вынуждены свернуть свою деятельность в Узбекистане. В нарушение имеющихся обязательств правительство по-прежнему запрещает представителям Международного комитета Красного Креста (МККК) посещать тюрьмы.

Наиболее суровые меры наказания применялись к правозащитникам из самого Узбекистана. Amnesty International призывает правительство Узбекистана прекратить преследование правозащитников и журналистов, а мировое сообщество - поддержать тех, кто мужественно отстаивает права человека.

Узники совести

В ходе крайне несправедливых, не соответствующих международным стандартам судебных разбирательств, когда стороне защиты отказывали в соблюдении элементарных прав, ряд правозащитников приговорили к длительным срокам лишения свободы по, как утверждается, сфабрикованным обвинениям.

Сайджахон Зайнабитдинов

В январе 2006 года председателя андижанской правозащитной организации «Апелляция» Сайджахона Зайнабитдинова приговорили к семи годам лишения свободы. Его арестовали 21 мая 2005 года. Суд над ним состоялся в столице страны, Ташкенте, и на закрытый процесс не допустили даже адвоката, нанятого родственниками Зайнабитдинова. Его осудили за распространение клеветнических сведений «с целью посеять панику», а также по другим обвинениям, имеющим отношение к гибели людей в Андижане. До февраля 2006 года приговор суда и мера наказания официально не оглашались. Зайнабитдинова подолгу удерживали без права сообщения, и настоящее его местонахождения остаётся неизвестным.

Дилмурод Мухиддинов

Суд над членом андижанского отделения правозащитной организации «Эзгулик» («Благо») Дилмуродом Мухиддиновым также проходил в закрытом режиме. В январе 2006 года его приговорили к пяти годам лишения свободы по обвинениям в попытке государственного переворота, распространении материалов, представляющих собой угрозу общественному порядку, и в участии в «религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских и иных запрещённых организациях». Наряду с ним, в мае и июне 2005 года были арестованы ещё четверо активистов «Эзгулик», одного из которых позже отпустили, не выдвинув против него никаких обвинений, а троих признали виновными в правонарушениях наряду с Дилмуродом Мухиддиновым и приговорили к трём годам лишения свободы условно. Причиной ареста послужило то, что у них обнаружили заявление оппозиционной партии «Бирлик» («Единство») по андижанским событиям. Кроме того, милиция изъяла у них дома правозащитную литературу.

Мутабар Таджибаева

В марте 2006 года руководительницу ферганской правозащитной организации «Клуб пламенных сердец», Мутабар Таджибаеву приговорили к восьми годам лишения свободы. Её признали виновной по 13 пунктам обвинения, включая участие в нелегальной организации и использование средств зарубежных правительств для подрыва общественного порядка. Ей дали очень мало времени для выработки линии защиты, а её встречи с адвокатом проходили в присутствии вооружённых охранников. Во время суда Таджибаеву держали в клетке; в зал заседаний практически никого не пускали, даже её родственников. Адвокату Таджибаевой запретили проводить перекрёстный допрос свидетелей обвинения. В мае 2006 года суд высшей инстанции отклонил её кассационную жалобу.

С момента вынесения обвинительного приговора к Таджибаевой не допускают родственников и адвокатов, посылки к ней не попадают. Когда у неё под матрасом нашли, предположительно, подброшенные ножницы, за нарушение режима её поместили в штрафной изолятор на 10 дней, в течение которых ограничивали в пище и питье. Поступили сообщения об ухудшении здоровья Таджибаевой. Одна из её защитниц не нашла в себе сил продолжать представлять интересы Таджибаевой из-за полученных угроз, в том числе угроз в адрес своей семьи.

Умида Ниязова

На юго-востоке страны в районе узбекско-киргизской границы 22 января 2007 года задержали журналистку и члена правозащитной организации «Веритас» Умиду Ниязову. Двадцать восьмого января в Ташкенте ей были предъявлены обвинения в нелегальном пересечении границы и незаконном ввозе в страну подрывной, «экстремистской» литературы. Оба эти преступления караются лишением свободы на срок до 10 лет. В день ареста она ожидала, что адвокат вернёт ей ноутбук и паспорт, изъятые милицией в ташкентском аэропорту в декабре 2006 года, в день её возвращения с семинара для правозащитников, проводившегося в Кыргызстане. На тот момент в её компьютере находился доклад по событиям в Андижане международной НПО «Human Rights Watch», в ташкентском представительстве которой Ниязова работала переводчиком.

Безнаказанное применение пыток

Члены Общества прав человека Узбекистана (ОПЧУ) - организации, которой власти уже давно отказывают в выдаче официальной регистрации, - оказались среди лиц, несправедливо осуждённых на тюремное заключение. Последние такие приговоры были связаны с деятельностью ОПЧУ по защите экономических прав крестьян и её критикой коррупции среди должностных лиц.

Дело об уголовно наказуемой клевете

В октябре 2005 года в Самаркандской области троих ведущих членов ОПЧУ признали виновными по сфабрикованному делу о вымогательстве и уголовно наказуемой клевете. Норбоя Холжигитова, земледельца и члена запрещённой партии «Озод дехконлар» («Свободные крестьяне»), приговорили к 10 годам лишения свободы, а учителей Абдусаттора Ирзаева и Хабибуллу Акпулатова - к шести годам. Они якобы обвинили председателя колхоза в совершении противозаконных действий и собрали подписи 60 работников хозяйства в поддержку жалобы. Суд отклонил выдвигавшиеся, помимо этого, обвинения в угрозе жизни президента, попытке государственного переворота и создании незаконных организаций.

Стало известно, что после задержания, состоявшегося 4 июня 2005 года, всех троих пытали. Их родственники и сторонники подверглись преследованиям, в том числе сотни крестьян, которые собрались 8 июня 2005 года, чтобы выразить протест по поводу надуманных обвинений, выдвинутых против правозащитников. С тех пор, как адвокат (имеющий инвалидность) взялся за их дело, дважды поступали сообщения о нападении на него сотрудников сил правопорядка, в том числе в его собственном доме 18 июля 2005 года. То, что государство выдвинуло обвинения в уголовно наказуемой клевете (вместо подачи физическим лицом гражданского иска о клевете) подразумевает, что был нанесён урон обществу в целом, что в данном случае доказано не было.

Азам Фармонов и Алишер Караматов

В июне 2006 года видных членов ОПЧУ из г. Гулистан Азама Фармонова и Алишера Караматова признали виновными в вымогательстве и приговорили к девяти годам лишения свободы. Сразу после задержания в апреле 2006 года их отправили в следственный изолятор в г. Хаваст, где, как утверждается, били дубинками по ногам и пяткам, душили при помощи закрытых противогазов и принуждали подписать «признательные» показания. Во время суда им, фактически, было отказано в помощи адвоката. Несмотря на то, что руководитель ОПЧУ Толиб Якубов заранее зарегистрировался в качестве их защитника, его не уведомили о начале судебных слушаний и позже отказались дать время на подготовку защиты.

Азам Фармонов и Алишер Караматов занимались расследованием жалоб крестьян на нарушения со стороны должностных лиц, вымогательство и коррупцию. По имеющимся данным, представители местных властей позже оказывали давление на крестьян, убеждая их признать, что правозащитники подстрекали их к очернению должностных лиц.

Улугбек Хайдаров

В октябре 2006 года журналиста Улугбека Хайдарова приговорили к шести годам лишения свободы за вымогательство. Как стало известно, до и после суда его жестоко пытали. Арест Хайдарова произошёл в сентябре 2006 года на автобусной остановке в г. Джиззаке сразу после того, как мимо него проскользнула женщина, и он почувствовал, как та что-то подбросила ему в карман. Оказалось, это были 400 долларов США, которые он немедленно выбросил, опасаясь провокации.

Жена, посетившая его в следственном изоляторе несколькими днями позже, сообщила, что он выглядел больным, измученным и едва мог говорить из-за паралича половины лица. Тот факт, что Хайдаров отказался от услуг независимого адвоката и попросил родственников и наблюдателей от правозащитных организаций покинуть зал заседаний, дает серьезные основания предположить, что он действовал под принуждением.

После вынесения приговора его отправили в тюрьму г. Навои, где Хайдарова и 14 других заключённых, по имеющимся сведениям, заставляли выполнять болезненные упражнения с больщой нагрузкой, пинали, избивали дубинками (в том числе по голым ступням) и отказывали им в медицинской помощи. Его отпустили на свободу в ноябре, когда в результате рассмотрения кассационной жалобы приговор был отменён. Позже на медицинском осмотре выяснилось, что у него есть трещины в пяточной кости.

Задержания и нападения

Некоторых правозащитников принудительно помещали в психиатрические лечебницы (как форма задержания / карательная мера); на них нападали, их задерживали, запугивали, подвергали иным видам преследований.

Заключённые в психиатрических больницах

Как стало известно, с тех пор, как журналист и родственник Президента Каримова Джамшид Каримов в сентябре 2006 года пропал без вести в г. Джиззак, его удерживают в психиатрической больнице. Местные власти отрицали, что у них есть какие-либо сведения о его местонахождении, и в то же время утверждали, что ранее он уже проходил курс психиатрического лечения. Они также угрожали его родственникам, у которых отключили телефон после того, как те оповестили международные организации о своих опасениях, что исчезновение могло быть связано с профессиональной деятельностью Каримова. По имеющимся данным, он всё ещё находится под охраной в психиатрической больнице Самарканда. Вероятно, он рассматривал возможность покинуть страну из-за преследований, которым подвергался вследствие сотрудничества с Институтом проблем войны и мира и другими зарубежными веб-сайтами.

Преследования

В ноябре 2006 года произошло нападение на Алексея Волосевича. В Ташкенте, рядом с домом на него набросились пятеро неизвестных и, повалив на землю, облили зеленой краской и разрисовали дверь в подъезд угрозами в его адрес. Волосевич подвергался преследованиям с тех пор, как сообщил об убийствах в Андижане на главном независимом русскоязычном сайте www.Ferghana.ru. После этого на страницах принадлежащей правительству газеты «Правда Востока» его обвинили в государственной измене. Волосевич также освещал суд над 15 обвиняемыми в организации выступлений в Андижане и судебные процессы над другими оппозиционными лидерами.

Елена Урлаева

Из 11 правозащитников, приглашённых в сентябре 2006 года в Ташкент на встречу с новым германским послом, только пятерым удалось добраться до места. Остальные столкнулись с угрозами и домашним арестом. Елену Урлаеву, к примеру, затолкали в милицейскую машину и, запугивая и допрашивая, четыре часа возили по улицам.

С 2002 года на Елену Урлаеву неоднократно нападали и задерживали. Так, с августа по сентябрь 2002 года она находилась на принудительном лечении в психиатрической больнице за то, что протестовала против нарушений прав человека перед зданием министерства юстиции в Ташкенте. Сообщалось, что 28 июня 2005 года её избивали, пинали ногами и оскорбляли трое работников органов внутренних дел, когда она протестовала против задержания коллеги перед зданием МВД. Затем в милиции её допрашивали в связи с участием в демонстрации. Двадцать седьмого августа 2005 года её задержали во время распространения листовок в Ташкенте и, обвинив в «осквернении государственных символов», поместили в психиатрическую больницу Ташкента. Несмотря на заключение врачей больницы от 20 сентября, которое гласило, что она «здорова, вменяема и адекватна», 23 сентября её перевели в Республиканскую психиатрическую больницу, где объявили, что она является психически больной и нуждается в лечении. На свободу её выпустили только в октябре 2005 года.

Рекомендации

Amnesty International призывает власти Узбекистана:

  • незамедлительно и безусловно освободить всех узников совести, включая Сайджахона Зайнабитдинова, Дилмурода Мухиддинова, Мутабар Таджибаеву, Умиду Ниязову, Азама Фармонова, Алишера Караматова, Норбоя Холжигитова, Абдусаттора Ирзаева и Хабибуллу Акпулатова;
  • провести скорейшее независимое расследование заявлений о пытках и прочих видах жестокого обращения, привлечь к ответственности виновных и возместить ущерб, причинённый Азаму Фармонову, Алишеру Караматову, Норбою Холжигитову, Абдусаттору Ирзаеву, Хабибулле Акпулатову и Улугбеку Хайдарову;
  • раскрыть местонахождение Джамшида Каримова и допустить к нему независимых наблюдателей-правозащитников;
  • расследовать случаи преследования правозащитников и нападений на них, привлечь к ответственности виновных в нарушении их прав и обеспечить возмещение ущерба, нанесённого Елене Урлаевой и Алексею Волосевичу;
  • немедленно допустить работников МККК к задержанным и заключённым;
  • обеспечить соблюдение права всех граждан, включая правозащитников, на свободу мирного выражения собственных убеждений в соответствии с обязательствами Узбекистана согласно Международному пакту о гражданских и политических правах.

Amnesty International призывает международное сообщество:

  • признать важнейшую роль и огромную ценность работы по мониторингу, освещению, предупреждению и предотвращению нарушений прав человека и основных свобод, которую ведут отдельные лица, организации и объединения, а также поддерживать законную работу правозащитников;
  • предпринимать, когда это возможно, немедленные действия по защите отдельных правозащитников, которым угрожает нарушение их прав.

#несправедливый суд #правозащитники #пытки и жестокое обращение #свобода выражения мнений #Узбекистан #узники совести