Узбекистан: прорвать блокаду вокруг правды об Андижане. Краткое содержание доклада

AMNESTY INTERNATIONAL

БРИФИНГ ДЛЯ СМИ

Индекс МА: EUR 62/023/2005 (Для свободного распространения)

№ сообщения службы новостей: 248

20 сентября 2005 г.

«Мы не стреляем в женщин и детей в Узбекистане»

Президент Каримов, пресс-конференция 14 мая 2005 года

Таковы слова Ислама Каримова, Президента Узбекистана, произнесенные им на пресс-конференции 14 мая 2005 года на следующий день после того как силовые структуры открыли беспорядочную стрельбу по толпе людей, собравшихся на центральной площади в городе Андижан на востоке страны. По поступившим сообщениям, в ходе стрельбы по разбегавшимся людям были убиты сотни гражданских лиц. До сих пор не удалось установить, что в точности произошло в Андижане 12-13 мая 2004 года. Узбекские власти отклонили все запросы со стороны многих межправительственных организаций и представителей международных правозащитных механизмов, призывавших провести независимое международное расследование обстоятельств событий 12-13 мая.

Узбекские беженцы в Кара-Дарья (Кыргызстан) © EMPICS

Публикуя новый доклад «Узбекистан: прорвать блокаду вокруг правды об Андижане», правозащитная организация «Международная Амнистия» стремится вскрыть широкий круг вопросов, которые должны стать предметом обеспокоенности для международного сообщества и которые требуют принятия мер, особенно в свете того, что узбекские власти прибегли к суровым мерам с целью не допустить утечки из страны информации, включая сообщения из независимых источников, противоречащей официальной версии событий. Как стало известно, власти пошли, в числе прочих мер, на уничтожение официальных записей и документов, имевших отношение к рассматриваемым событиям. Оказывается давление на очевидцев с целью запугать их и не дать им поведать о пережитом. Город закрыт для международных организаций и правозащитников. Местные независимые журналисты и правозащитники подверглись преследованиям и арестам, чтобы помешать им рассказать о событиях в Андижане. Некоторые из них стали объектом нападения со стороны отдельных лиц и групп и были жестоко избиты. Ряду из них были официально предъявлены обвинения, в том числе в совершении серьёзных уголовных преступлений, как следствие того, что они воспользовались своим правом на свободу слова. «Международная Амнистия» считает их узниками совести.

Некоторым людям так и не удалось установить, что же произошло с их пропавшими родственниками, поскольку список убитых не публиковался, и они не могли знать, не оказались ли их близкие в больнице или местах содержания под стражей. По неподтверждённым данным, тела убитых были вывезены из города и втайне захоронены в неустановленных местах. Ситуацию с пропавшими без вести усугубил отказ властей немедленно допустить представителей Красного Креста в больницы и места предварительного заключения.

В настоящем докладе сведена воедино оказавшая в распоряжении «Международной Амнистии» информация о событиях в Андижане 12-13 мая. Доклад не является исчерпывающим или окончательным изложением событий; его публикация, скорее, призвана помочь выяснить правду о рассматриваемых спорных событиях и добиться возмещения ущерба, включая компенсацию, пострадавшим, чьи права были грубо нарушены. Представленные в докладе сведения основаны на широком круге сообщений и рассказов очевидцев о том, что в действительности произошло в Андижане 12-13 мая, в том числе на результатах опроса свидетелей представителями «Международной Амнистии», дважды посещавших Кыргызстан. Первый визит состоялся 30 мая - 9 июня, а второй - с 21 по 30 июля. В докладе также приводятся свидетельства подавления узбекскими властями гражданского общества, причём не только в Андижане, последствия чего касаются всей страны в целом.

События в Андижане

12-13 мая 2005 года вооружённые люди напали на ряд армейских казарм и правительственных зданий в городе Андижане. Они взяли штурмом городскую тюрьму, освободив сотни содержавшихся в ней осуждённых и подследственных. затем группа вооружённых людей заняла Хокимиат - здание местной администрации на центральной площади города. Ранним утром 13 мая тысячи людей - по большей части невооружённых, среди которых были и некоторые бежавшие из тюрьмы заключённые - собрались на центральной площади. Многие взывали к справедливости и требовали покончить с бедностью. По рассказам очевидцев, на протяжении дня сотрудники правоохранительных органов несколько раз открывали неизбирательный огонь по толпе, убивая и раня демонстрантов. Ряд людей оказались в заложниках, будучи захваченными гражданскими лицами. Как сообщается, некоторые из заложников подверглись жестокому обращению со стороны гражданских лиц, а впоследствии были использованы в качестве живого щита. С наступлением вечера силовые структуры окружили демонстрантов и открыли беспорядочный огонь по собравшейся на площади толпе, стреляли по убегающим людям. Погибли сотни человек. В последующие дни сотни мужчин, женщин и детей бежали в сопредельный Кыргызстан, где обратились с просьбой о предоставлении убежища. В числе беженцев была и группа лиц, размещённых 14 мая во временном лагере поблизости от границы с Узбекистаном.

В беседе с представителями «Международной Амнистии» один из этих беженцев рассказал: «Когда началась стрельба, мы легли на землю прямо на улице. По улице текла кровь, лил дождь. Мы насквозь промокли в крови и дожде. Нас охватил ужас». Другой беженец рассказал о том, как были застрелены находившихся рядом с ним ребёнок и беременная женщина.

Официальная версия событий существенно отличается от показаний беженцев, прибывших в Кыргызстан непосредственно после андижанских событий, а также от рассказов других свидетелей. Узбекские власти утверждают, что представители силовых структур не убивали гражданских лиц, а все погибшие среди гражданских лиц были убиты вооружёнными «террористами». Передавались слова Президента Каримова: «Как я мог отдать приказ стрелять в мой любимый народ?» По официальным данным, в результате беспорядков погибли 187 человек. Эта цифра значительно ниже, чем оценки международных организаций - основанные на опросе беженцев в Кыргызстане - говорящие о 300-500 погибших. По состоянию на 5 сентября 2005 года узбекские власти так и не придали гласности списки погибших.

«Акрамия»

Считается, что андижанские события отчасти были спровоцированы судом над 23 местными предпринимателями, арестованными в июле-августе 2004 года. Им были предъявлены обвинения по различным статьям Уголовного кодекса Узбекистана в связи с их предполагаемой причастностью к деятельности некоей организации «Акрамия». По утверждению властей, эту организацию создал Акрам Юлдашев, выпустивший в 1992 году брошюру под названием «Иймонга юл», что означает «Путь к вере».

Юлдашев был признан виновным в организации серии взрывов в Ташкенте в 1999 году, и в настоящее время находится в тюрьме. Его также признали виновным в создании экстремистской религиозной организации, названной судом «Акрамией» - по имени Акрама Юлдашева. Упомянутые 23 обвиняемых отрицали какую-либо причастность к религиозному экстремизму. По их мнению, власти преследовали их за их успехи как предпринимателей и за высокую популярность среди местного населения в связи с тем, что они создали тысячи рабочих мест, имеют репутацию хороших нанимателей и регулярно жертвуют деньги на благотворительность.

Поступили сообщения о том, что права арестованных в Андижане 23 предпринимателей неоднократно нарушались во время содержания в следственном изоляторе. Речь идёт о содержании без права сообщения с внешним миром, лишении права на регулярные встречи с адвокатами или родственниками, применении к ним пыток и других форм жестокого обращения с целью выбить «признание». Слушания по их делу начались 11 февраля 2005 года и продолжались по 11 мая. Всё это время сторонники подсудимых протестовали около здания суда. 12 мая суд заявил, что вынесение вердикта откладывается, и тогда некоторые из сторонников решили провести демонстрацию протеста на центральной площади Андижана на следующий день.

Неизбирательное и несоразмерное применение силы узбекскими силовыми структурами

«Международная Амнистия» обеспокоена тем, что преднамеренное открытие огня на поражение из стрелкового оружия сотрудниками узбекских силовых структур нарушает взятое Узбекистаном на себя обязательство защищать и уважать право на жизнь, а также обязательство предотвращать произвольное лишение кого-либо права на жизнь. Эти обязательства закреплены в Статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП). Подобное неизбирательное, несоразмерное применение силы со смертельным исходом также противоречит таким международным нормам в области прав человека, как те, что закреплены в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (документ ООН) и Основных принципах применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (документ ООН). Кроме того, озабоченность «Международной Амнистии» также вызывают сообщения о том, что представители узбекских силовых структур прибегали к внесудебным казням, целенаправленно добивая раненых, а также сообщения о том, что они давили лежавших на улице убитых и раненых людей бронетранспортёрами.

Нападения на правозащитников, независимых журналистов и деятелей оппозиции

Согласно Статье 19 МПГПП, Узбекистан обязан обеспечивать соблюдение права на свободу слова. Любой человек имеет право искать, получить и распространять информацию, в том числе - сведения о предполагаемых нарушениях прав человека.

Ряд узбекских журналистов, правозащитников и членов оппозиционных политических организаций попытались, рискуя жизнью, документально засвидетельствовать и предать гласности правду о событиях в Андижане. Представленная ими информация противоречит официальной версии событий, указывая на то, что власти неизбирательным образом применили силу по отношению к гражданскому населению. «Международная Амнистия» обеспокоена в связи с тем, что, как сообщается, правозащитники, независимые журналисты и представители политической оппозиции подверглись преследованию, запугиванию и арестам с целью не дать им переправить собранные материалы за рубеж и не допустить их участия в акциях протеста. В ряде случаев правозащитникам были предъявлены обвинения в совершении серьёзных уголовных преступлениях в связи с андижанскими событиями, включая обвинения в «терроризме» - преступлении, влекущем в Узбекистане смертную казнь.

Особую озабоченность «Международной Амнистии» вызывает судьба Саиджахона Зайнабитдинова - председателя независимой андижанской правозащитной организации «Апелляция». 13 мая Зайнабитдинов находился в городе, и его рассказ о событиях в Андижане, ставший достоянием международных СМИ, разительно отличался от официальной версии событий. Из поступивших сообщений следует, что 21 мая он без достаточных оснований был взят под стражу сотрудниками правоохранительных органов и помещён в изолятор временного содержания в городе Андижан. В июле его перевели в Ташкент, где он содержится без права сообщения с внешним миром и подвергается серьёзному риску пыток и жестокого обращения. Как стало известно, ему предъявлено обвинение в «распространении информации с целью посеять панику» и «терроризме». Последнее обвинение может повлечь за собой смертную казнь в качестве наказания.

В узбекской части интернета власти блокировали сайты, дававшие иные по сравнению с официальной позицией версии событий, а также сайты узбекской оппозиции в изгнании и сайты, на которых предположительно высказывается критика в адрес узбекских властей.

Нарушение прав человека во имя национальной безопасности

Поступила информация о том, что в связи с андижанскими событиями было задержано несколько тысяч человек. Как стало известно «Международной Амнистии», правоохранительные органы задержали не только лиц, в чьих случаях существуют достаточные основания полагать об их причастности к совершению уголовных преступлений, но и свидетелей, а также людей, подозреваемых в том, что они давали интервью журналистам, родственников пропавших и родственников беженцев, попросивших убежища в соседнем Кыргызстане.

«Международную Амнистию» беспокоит безопасность всех, кто был задержан в связи с андижанскими событиями. Тревога организации вызвана длинным списком хорошо засвидетельствованных случаев грубых нарушений прав человека в Узбекистане, прикрываемых интересами национальной безопасности. «Международная Амнистия» полагает, что все эти задержанные подвергаются риску пыток и других видов жестокого обращения.

Международное право налагает абсолютный запрет на пытки, в том числе согласно Статье 7 МПГПП. По итогам визита в страну в 2002 году Специальный докладчик ООН по вопросу о пытках охарактеризовал применение пыток и жестокого обращения в Узбекистане как «систематическое».

«Международная Амнистия» также полагает, что обвиняемые в уголовных преступлениях рискуют подвергнуться суду, не отвечающему международным стандартам справедливого судебного разбирательства. В апреле 2005 года Комитет ООН по правам человека выразил озабоченность тем, что судебная система Узбекистана не является в полной мере независимой. Комитет также отметил высокий процент обвинительных приговоров, которые выносятся на основании «признаний», полученных во время содержания в местах предварительного заключения - предположительно под пытками или в результате применения иных форм жестокого обращения. Кроме того, Комитет выразил озабоченность в связи с тем, что право на свидание с адвокатом с момента ареста на практике зачастую игнорируется.

1 августа 2005 года правительство Узбекистана объявило о намерении отменить смертную казнь с 1 января 2008 года. «Международная Амнистия» приветствует это решение, но опасается, что эта мера может оказаться запоздалой и не позволит защитить тех, кому предъявлены обвинения в связи с событиями в Андижане, включая караемые смертью преступления - предумышленное убийство с отягчающими обстоятельствами и терроризм. «Международная Амнистия» полагает, что в случае этих людей существует серьёзный риск нарушения их права на жизнь, поскольку высока вероятность вынесения им смертного приговора по итогам судебных процессов, которые едва ли бы отвечали нормам справедливого судопроизводства. Смертная казнь сыграла важную роль в кампании подавления «религиозного экстремизма» в Узбекистане. Десятки так называемых «исламистов» были приговорены к смерти и казнены в то время как им было отказано в праве на эффективную юридическую помощь.

«Международная Амнистия» призывает власти Узбекистана безотлагательно заменить все вынесенные смертные приговоры наказаниями в виде лишения свободы, и немедленно ввести мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров до полной отмены смертной казни в январе 2008 года.

Настоятельная необходимость в независимом международном расследовании

«Международная Амнистия» считает, что лишь тщательное, независимое и беспристрастное международное расследование, проводимое в соответствии с международными нормами в области прав человека, способно восстановить истинную картину событий 12-13 мая. Расследование должно попытаться установить точное число и личности погибших в результате беспорядков. Также необходимо попытаться установить число, имена и местонахождение лиц, получивших ранения в результате этих событий. Следствию предстоит раскрыть обстоятельства, при которых силовые структуры прибегли к применению силы, и то, в какой степени это было оправданным. В частности, по итогам расследования необходимо установить, являлось ли применение силы и огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов - в каждом конкретном случае - правомерным с точки зрения действующего законодательства Узбекистана и международных норм в области прав человека.

Кроме того, следствию предстоит установить обстоятельства и пределы применения огнестрельного оружия вооружёнными гражданскими лицами. Необходимо расследовать обстоятельства нападения на тюрьму и другие правительственные здания в ночь на 12-13 мая, попытаться установить личности подозреваемых в этих нападениях, а также личности всех погибших и раненых. Следует попытаться установить личности и выяснить мотивы вооружённых гражданских лиц, занявших правительственные здания. Необходимо, в числе прочего, расследовать обстоятельства и степень причастности гражданских лиц к взятию заложников, расследовать сообщения о жестоком обращении и убийствах заложников.

По итогам расследования те, кто с достаточной степенью достоверности может быть заподозрен в причастности к совершению уголовных преступлений, включая сотрудников силовых структур, и при наличии достаточных улик, которые могут быть приняты в качестве доказательств, должны предстать перед полноценным и справедливым судом. Судебные разбирательства должны проходить в соответствии с международным правом и стандартами справедливого судопроизводства, и не должны приводить к вынесению смертных приговоров.

Правительству следует возместить ущерб пострадавшим и родственникам погибших, а также лицам, чья собственность была уничтожена или повреждена в ходе андижанских событий.

Рекомендации

В докладе «Международная Амнистия» призывает узбекские власти провести тщательное, независимое и беспристрастное расследование событий в Андижане; предать гласности списки погибших и раскрыть местонахождение раненых в ходе событий 12-13 мая 2005 года. Организация также призывает предоставить членам Международного Комитета Красного Креста беспрепятственный доступ ко всем лицам, находящимся в больницах и местах предварительного заключения в связи с андижанскими событиями. Наконец, организация призывает власти Узбекистана обеспечить тщательное соблюдение международных норм, призванных гарантировать право на справедливый суд, в ходе всех судебных процессов.

«Международная Амнистия» также предложила ряд конкретных рекомендаций государствам-членам ООН, Комиссии ООН по правам человека (либо органу, которой придёт ей на смену), Европейскому Союзу и государствам-членам ЕС, а также институтам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и её странам-участницам. В числе этих рекомендаций - продолжать настаивать на проведении тщательного, независимого и беспристрастного международного расследования событий в Андижане 12-13 мая 2005 года, а также выразить правительству Узбекистана свою озабоченность в связи со сложившейся в стране обстановкой в области прав человека.

#беженцы и вынужденные переселенцы #журналисты #неизбирательные нападения #правозащитники #пытки и жестокое обращение #Узбекистан