Китайская Народная Республика. Обратный отсчёт до начала Олимпиады - на выполнение обещаний о соблюдении прав человека остаётся год

AMNESTY INTERNATIONAL

Краткое изложение доклада

Индекс AI: ASA 17/024/2007 (Для свободного распространения)

6 августа 2007 г.

До начала Олимпийских игр в Пекине остался всего год. Многие в Китае и за его пределами начинают задумываться о том, какое наследие оставит Олимпиада для прав человека в Китае. В настоящем документе, дополняющем предыдущие доклады, Amnesty International подводит итоги последних событий в четырёх ключевых сферах прав человека, положение в которых она отслеживает в преддверии игр в августе 2008 года. Организация оценивает то, в какой мере китайские должностные лица выполнили свои обещания улучшить ситуацию с правами человека в период подготовки к Олимпиаде.

В некоторых областях отмечены отдельные положительные изменения, а именно: реформа системы смертных приговоров и предоставление большей свободы иностранным журналистам, освещающим ситуацию в Китае. В то же время Amnesty International по-прежнему озабочена тем, что эти достижения омрачаются негативными явлениями, в частности, ужесточившимся наступлением на китайских правозащитников и журналистов, а также сохраняющимся применением «трудового перевоспитания» и других форм задержания без передачи дела в суд. Содержание официальных заявлений указывает на то, что Олимпийские игры используются как аргумент для оправдания репрессивных мер во имя «гармонии» и «социальной стабильности», нежели как катализатор реформ. Опыт в различных уголках мира показывает, что наилучшим способом добиться социальной стабильности является гарантированная защита основных прав человека, которая строится на верховенстве закона.

В Китае и во всём мире многие возлагают большие надежды на улучшение ситуации с правами человека в связи с проведением Олимпийских игр. Между тем, на имидж Олимпиады по-прежнему бросают тень постоянные сообщения о «домашних арестах», пытках и несправедливых судебных разбирательствах в отношении китайских активистов, а также широкое применение заключения под стражу без суда в Пекине в рамках «зачисток» перед играми в августе 2008 года. Если власти не примут значимых мер по изменению подобной практики, то сообщения о нарушениях, вероятнее всего, участятся по мере приближения даты начала игр. При этом неблагоприятные отзывы в прессе в потенциале скажутся не только на репутации Китая, но затронут и других заинтересованных участников олимпийского движения, в том числе Международный олимпийский комитет (МОК) и корпоративных спонсоров Игр-2008.

  • Смертная казнь. Amnesty International приветствует официальные заявления о том, что число смертных приговоров и казней сократилось после восстановления права Верховного народного суда с 1-го января 2007 года пересматривать все смертные приговоры. Вместе с тем организация по-прежнему придерживается мнения о том, что наилучшим способом провести исчерпывающий и достоверный анализ ситуации со смертной казнью в Китае станет публикация полной статистической сводки. Укрепление прозрачности и подотчётности перед общественностью играют более важную роль, нежели процедуры в каждом отдельном случае смертного приговора. Кроме того, организация по-прежнему глубоко озабочена тем, что смертная казнь продолжает применяться за ненасильственные преступления, включая экономические и правонарушения, связанные с наркотиками.
  • Заключение под стражу без передачи дела в суд. По сведениям, поступающим из Китая, расширился перечень мелких преступлений, за которые предусмотрено «трудовое перевоспитание». Между тем полиция всё чаще применяет заключение под стражу без передачи дел в суд в ходе «зачистки» Пекина в преддверии Олимпийских игр.
  • Правозащитники. Активистов продолжают заключать под «домашний арест» и вести за ними полицейскую слежку, особенно в Пекине. При этом многие по-прежнему удерживаются в тюрьмах и являются узниками совести. Активисты в других частях Китая, по всей видимости, подвергаются повышенной угрозе нарушений прав человека, включая произвольные задержания, пытки и жестокое обращение, пока основное внимание приковано к Пекину, занятому приготовлениями к Олимпиаде.
  • Свобода прессы. В Китае введены правила с целью расширить свободу иностранных журналистов в преддверии Олимпийских игр. В то же время наступление на китайских журналистов продолжается, и интернет-цензура остаётся всепроникающей. Некоторые ограничения, наложенные на родственников пострадавших в ходе событий 1989 года на площади Тяньанмень, по-видимому, были ослаблены, однако широкая полемика в обществе по данному вопросу остаётся под запретом.

В заключение приводятся рекомендации китайским властям и Международному олимпийскому комитету (МОК). В них отмечается, что поднятые в докладе вопросы непосредственно связаны с проведением Олимпиады в Пекине и основополагающими принципами Олимпийской хартии касательно «сохранения человеческого достоинства» и «уважения к всеобщим основным этическим принципам». Amnesty International не теряет надежды на то, что при условии незамедлительных действий ещё возможно создать более благоприятную обстановку в области прав человека к началу игр в Пекине в августе 2008 года и сохранить её по их завершении.

Настоящий документ дополняет три предыдущих доклада на тему обратного отсчёта до начала Олимпиады, опубликованных Amnesty International: «People’s Republic of China: The Olympics countdown - three years of human rights reform?«, август 2005 г. (индекс AI: ASA 17/021/2005), «People’s Republic of China: The Olympics countdown - failing to keep human rights promises», сентябрь 2006 г. (индекс AI: ASA 17/046/2006) и «People’s Republic of China: The Olympics countdown - repression of activists overshadows death penalty and media reforms», апрель 2007 г. (индекс AI: ASA 17/015/2007).


Данный документ представляет собой краткое изложение 17-страничного доклада (7 077 слов) «

Twitter Facebook VKontakte

#Китай #Олимпийские игры #правозащитники #произвольные задержания #свобода выражения мнений #смертная казнь