Кот-Д’Ивуар: столкновения между миротворческими силами и гражданским населением. Уроки на будущее

AMNESTY INTERNATIONAL

Краткое изложение доклада

Индекс МА: AFR 31/005/2006 (Для свободного распространения)

19 сентября 2006 г.

Международные миротворческие силы (французский контингент в рамках операции «Ликорн» и миротворцы ООН) сыграли немаловажную роль в вооружённом конфликте, который продолжался в Кот-д’Ивуаре четыре года и привёл страну к фактическому расколу. Тяжёлые столкновения между ивуарийским гражданским населением (большей частью безоружным) и международными миротворческими войсками в ноябре 2004 и январе 2006 года поставили перед властями Кот-д’Ивуара и международным сообществом серьёзные вопросы, касающиеся некоторых аспектов участия международного миротворческого контингента в урегулировании внутренних конфликтов. В ноябре 2004 и январе 2006 года миротворцы применили силу со смертельным исходом в ходе массовых демонстраций мирных граждан, проходивших при негласной, а порой и открытой поддержке со стороны силовых структур и ряда политиков. Во время столкновений погибли и получили ранения десятки гражданских лиц. В том и другом случае миротворцы утверждали, что действовали в пределах самообороны. В свою очередь, политические партии и группировки, открыто поддерживающие президента Гбагбо, неоднократно заявляли о том, что миротворцы стреляли боевыми патронами в «безоружных демонстрантов».

Amnesty International дважды направляла исследовательские миссии в Кот-д’Ивуар - в январе-феврале 2005 года и апреле 2006 года - для расследования предполагаемых нарушений прав человека. В докладе «CÔTE D’IVOIRE: Clashes between peacekeeping forces and civilians: lessons for the future» (Индекс МА: AFR 31/005/2006) организация обращает внимание на ряд недостатков в работе миротворческих миссий применительно к защите прав человека в процессе поддержания мира. Amnesty International направила конфиденциальный меморандум по итогам своих исследований президенту Кот-д’Ивуара Лорану Гбагбо, в Министерство обороны Франции, а также Специальному представителю Генерального секретаря ООН и Главе миротворческой операции ООН в Кот-д’Ивуаре (ОООНКИ) Пьеру Шори с целью получить исчерпывающие объяснения установленных фактов и начать диалог касательно рекомендаций МА. На сегодняшний день ивуарийское правительство никак не отреагировало на меморандум организации, тогда как французские власти и глава ОООНКИ направили письменные ответы, которые цитируются в данном докладе.

Настоящий доклад ставит целью проанализировать причины и ход событий, которые привели к столкновениям демонстрантов с подразделениями французской армии и ОООНКИ в ноябре 2004 и январе 2006 года, а также к инцидентам с участием правительственных войск Кот-д’Ивуара. Полученная информация, которая включает в себя ряд противоречивых фактов, не даёт Amnesty International достаточных оснований для чёткого определения ответственности за нарушения прав человека. Вместе с тем, результаты наших исследований ясно говорят о необходимости независимого расследования обстоятельств гибели и ранения людей в ходе столкновений, результаты которого следует предать огласке. Кроме того, в докладе приводятся рекомендации властям Кот-д’Ивуара и Франции, а также ОООНКИ, предписывающие принять неотложные меры по предупреждению случаев гибели и ранений, подобных тем, которые имели место во время событий ноября 2004 и января 2006 года.

Власти Кот-д’Ивуара и Франции, равно как и ООН, обязаны обеспечить проведение необходимых расследований и дознаний в связи с действиями своих войск. Кроме того, принимая во внимание всю сложность конфликта в Кот-д’Ивуаре, а также сложность правовой базы, регулирующей деятельность миротворческих сил различных государств на территории страны, Amnesty International призывает учредить международную следственную комиссию по всестороннему изучению фактов, представленных в докладе организации. В ходе международного расследования следует установить возможную степень ответственности французской армии, ОООНКИ и правительственных войск Кот-д’Ивуара за нарушения прав человека, внимательно изучить другие вопросы, такие как нежелание ивуарийских властей принять меры к предупреждению злоупотреблений со стороны самопровозглашённых «патриотических» группировок, а также рассмотреть факторы, которые помогут улучшить качество миротворческих операций в будущем.

Расследования, которые проводились до настоящего момента, не соответствовали требованиям международных стандартов. Кроме того, следственные комиссии так и не предали огласке свои заключения. Министерство обороны Франции сообщило о проведении внутреннего расследования ноябрьских событий 2004 года, по заключениям которого французский контингент не несёт ответственности за нарушения норм международного права. При этом Минобороны отказалось раскрыть его характер и результаты. ООН сообщила Amnesty International о проведении внутреннего расследования в связи с январскими событиями 2006 года, однако его результаты тоже не будут вынесены на суд общественности.

Учитывая серьёзность обвинений в применении чрезмерной силы французскими войсками и ОООНКИ, а также возможность внести позитивные изменения в правила применения силы в ходе миротворческих операций в будущем, Amnesty International не считает подобные внутренние расследования достаточной мерой. Расследование необходимо проводить с опорой на юридическую базу международного права в области прав человека и гуманитарного права. При этом заявления о возможном превышении силы следует рассмотреть в свете международных стандартов, регулирующих применение силы и огнестрельного оружия сотрудниками органов правопорядка, чтобы установить возможную степень личной ответственности и характер упущений при проведении военных операций. Кроме того, важно, чтобы следственная комиссия извлекла уроки на будущее, в частности, касательно оснащения миротворческих войск оружием несмертельного действия, а также тщательной подготовки военнослужащих к работе по охране правопорядка и пресечению массовых беспорядков. В будущем такие меры позволят миротворцам должным образом реагировать в подобных ситуациях и действовать соразмерно обстоятельствам. При этом необходимо исключить участие в расследовании заинтересованных сторон, а его результаты предать огласке.

Со своей стороны, ивуарийские власти не предприняли ничего, чтобы пресечь враждебные публичные заявления, которые зачастую носили ксенофобный характер и были направлены против Франции, ООН и мирового сообщества, а также против политических оппонентов президента Гбагбо. Причины нападений на представителей политической оппозиции и французских граждан в ходе ноябрьских событий 2004 года в Абиджане, а также на персонал и помещения ОООНКИ в январе 2006 года, становятся понятны только в контексте атмосферы враждебности, установившейся в стране за многие годы ксенофобной риторики. Кроме того, Amnesty International обеспокоена безнаказанностью, которой по-прежнему пользуются виновники данных нападений, а также отсутствием действий со стороны силовых структур по предупреждению насилия.

Действие факторов, послуживших причиной столкновений и человеческих жертв в Кот-д’Ивуаре, сохраняется. Угроза повторения подобных событий носит вполне реальный характер, что может привести к дальнейшим жертвам среди участников конфликта. На карту поставлен успех международной операции в Кот-д’Ивуаре. Решительные действия со стороны ООН и миротворческих сил способны предупредить длительное дестабилизирующее воздействие вооружённого конфликта, в течение четырёх лет разрывающего страну, на весь западноафриканский регион. Независимая международная следственная комиссия, которая рассмотрела бы обстоятельства, сопутствовашие конфликту в Кот-д’Ивуаре, а также требования к миротворцам и их ответные действия, может выявить упущения, которые, возможно, привели к ненужным человеческим жертвам. Рекомендации по итогам подобного расследования могли бы во многом способствовать восстановлению доверия граждан Кот-д’Ивуара к миротворцам и изменению мнения о правомерности их присутствия в стране. В то же время, такие рекомендации помогли бы найти возможные альтернативные решения для будущих международных миротворческих миссий, когда речь идёт о применении оружия летального действия. Оставленные без внимания, последствия данных событий могут серьёзно подорвать доверие к миротворческим инициативам международного сообщества не только в Кот-д’Ивуаре, но и во всём мире.


Данный документ представляет собой краткое изложение 60-страничного доклада (25 082 слов) «Côte d’Ivoire, Clashes between peacekeeping forces and civilians: lessons for the future» (Индекс МА: AFR 31/005/2006), опубликованного Amnesty International в сентябре 2006 года. Желающим получить дополнительную информацию по данному вопросу или предпринять какие-либо действия следует ознакомиться с полным текстом документа.

#вооружённый конфликт #Кот-Д'Ивуар #Кот-Д’Ивуар #миротворцы #ООН #Франция