Правозащитники Беларуси под давлением

AMNESTY INTERNATIONAL

Брифинг

Индекс МА: EUR 49/004/2003

Дата: 18 сентября 2003 г.

«Международная Амнистия» крайне озабочена фактом недавнего закрытия (либо угрозы закрытия) нескольких неправительственных организаций, прямо или косвенно вовлечённых в образовательно-правозащитную деятельность на территории Беларуси. Сам факт закрытия, равно как и угрозы аналогичного характера (явно противоречащие международным обязательствам Беларуси в области прав человека), подчеркнули нарастающую тенденцию нетерпимости белорусских властей к инакомыслию и мирной оппозиции. «Международная Амнистия» полагает, что система официальных предупреждений в адрес НПО, вкупе с бюрократической системой регистрации и усложнёнными правилами и инструкциями, служит для того, чтобы НПО не могли нормально выполнять свои разрешённые законом функции. В конечном итоге, нынешняя система направлена на подавление белорусских правозащитников.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) заявила властям Беларуси о своей обеспокоенности в этой связи, и различные международные правозащитные структуры также заявляли о своем беспокойстве по этому вопросу (см. ниже).

Особое беспокойство «Международной Амнистии» вызвало закрытие наиболее известной правозащитной организации Беларуси - НПО «Правовая помощь населению», 8 сентября 2003 г. Минский городской суд вынес решение закрыть НПО «Правовая помощь населению» после того, как организация дважды в течение года получила предупреждения от Министерства юстиции. Министерство юстиции сделало предупреждения, исходя из того, что организация оказывала бесплатную юридическую помощь населению - физическим лицам, не являющимся ее членами - и использовала эмблему организации, отличающуюся от эмблемы организации на момент ее регистрации. Закрытие такой важной правозащитной организации, чьи сотрудники активно участвовали в решении целого ряда вопросов прав человека на национальном уровне, включая выяснение обстоятельств «исчезнувших» лидеров оппозиции Беларуси, следует рассматривать с глубоким сожалением и беспокойством.

Особое беспокойство Международной Амнистии вызвано тем, что предупреждения в адрес «Правовой помощи населению» были сделаны по сомнительным или, по крайней мере, вызывающим сомнение причинам. Организации известно о нескольких других НПО, которые вовлечены в просветительно-правозащитную деятельность и которые получили подобные предупреждения. В пресс-релизе от 11 сентября 2003 г. глава миссии ОБСЕ в Минске Эберхард Хайкен так прокомментировал склонность Министерства юстиции делать предупреждения: «Закрытие неправительственных организаций за якобы имевшие место нарушения закона - повод для беспокойства международных наблюдателей … Штаб-квартира ОБСЕ обеспокоена тем, что независимые НПО попали под давление властей, и что их закрывают по суду». Глава миссии ОБСЕ добавил, что некоторые НПО получили предупреждения за нарушения, которые «не могут рассматриваться иначе как незначительные» и заявил, что «эти события, к сожалению, не являются отдельными случаями, а наоборот, это - часть широкой кампании, проводимой властями».

Действия Министерства юстиции, направленные на закрытие еще одной известной правозащитной организации «Весна-96» являются показательным примером. По имеющимся сообщениям, представители «Весны-96» узнали 13 сентября 2003 г. о том, что Министерство юстиции инициировало закрытие организации за несколько нарушений в ее работе, якобы имевших место, включая - как и в случае с «Правовой помощью населению» - обвинение в предоставлении юридической помощи физическим лицам, не являющимся ее членами организации, а также за то, что во время регистрации НПО в 1999 г. были использованы документы, не имеющей обязательной силы. Ожидается, что Верховный суд Беларуси будет рассматривать это дело 23 сентября 2003 г.

Только в августе 2003 г. властями Беларуси были закрыты два общественных ресурсных центра. 14 августа Верховный суд Беларуси утвердил июньское решение Гомельского областного суда о закрытии областного общественного объединения - ресурсного центра «Гражданские инициативы». По имеющимся сообщениям, услугами ресурсного центра, расположенного в городе Гомель на юго-восточной границе с Украиной пользовались приблизительно 100 общественных организаций области. Как сообщалось, Гомельский областной суд принял решение, исходя из того, что деятельность «Гражданских инициатив», по имеющимся сообщениям, нарушала учредительный устав и другие юридические документы, регулирующие деятельность организации. Закрытие общественного ресурсного центра «Ратуша» решением суда в городе Гродно 21 августа 2003 г. казалось одним из примеров преследования и запугивания представителей гражданского общества со стороны властей Беларуси. «Ратуша», предоставлявшая жизненно важную помощь для целого ряда НПО в западном регионе Беларуси, была закрыта после получения двух официальных предупреждений за то, что она якобы владела и пользовалась печатным оборудованием без надлежащего на то разрешения.

Влиятельная правозащитная организация Белорусский Хельсинский комитет, также, кажется, стал объектом нападений со стороны властей Беларуси. Согласно сообщениям, 19 августа 2003 г. комитет получил официальное предупреждение от Министерства юстиции за то, что на официальных бланках организации отсутствовали кавычки в имени организации и эмблема организации. «Международная Амнистия» обеспокоена тем, что Белорусский Хельсинский комитет может быть закрыт, если он получит еще одно предупреждение Министерства юстиции.

В 2003 г. Министерство юстиции также сделало другие предупреждения различным НПО, и некоторые из предупреждений привели к закрытию нескольких НПО. Молодежные ассоциации «Христианско-социальный молодежный союз», Центр молодежных инициатив «Контур» и женская организация «Женский ответ» были закрыты властями в июне, июле и сентябре соответственно.

«Международная Амнистия» также обеспокоена тем, что НПО не являются единственной сферой гражданского общества, испытывающей на себе систему официальных предупреждений. На протяжении всего года похожая система официальных предупреждений применялась Министерством информации, целью которой, казалось, был контроль над независимой прессой Беларуси. В мае и июне 2003 г. деятельность пяти независимых газет была приостановлена после получения ими официальных предупреждений от белорусских властей, включая «Навiнкi», «Белорусская Деловая Газета» и ежемесячное приложение к ней - «Для служебного пользования», «Эхо» и «Предпринимательская Газета». Приостановление деятельности вышеуказанных газет вызвало значительную международную критику множества организаций, занимающихся поощрением и защитой свободы прессы.

«Международная Амнистия» озабочена тем, что закрытия НПО, описанные выше, или угрозы их закрытия являлись нарушением международного правозащитного права и международных правозащитных стандартов. Права на свободу объединений и свободу мирных собраний закреплены в статьях 21 и 22 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), участником которого является государство Беларусь. Необходимо также отметить, что эти права также закреплены в Декларации ООН о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, известной также как Декларация правозащитников.

Эта декларация, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1998 г., устанавливает принципы, направленные на обеспечение принятия государствами мер, гарантирующих свободу действий для правозащитников, занимающихся их законной деятельностью по поощрению и защите прав человека, без страха мести, без помех и препятствий. Статья 1 Декларации правозащитников заявляет: «Каждый человек имеет право, индивидуально и совместно с другими, поощрять и стремиться защищать и осуществлять права человека и основные свободы на национальном и международном уровнях». Статья 1 является универсальным заявлением фундаментального права отдельных лиц и групп поощрять и защищать права человека и основные свободы.

Право правозащитников собираться с целью поощрения и защиты прав человека закреплено в Статье 5 Декларации, которая заявляет: «В целях поощрения и защиты прав человека и основных свобод каждый человек имеет право, индивидуально и совместно с другими, на национальном и международном уровнях: а) проводить мирные встречи или собрания; б) создавать неправительственные организации, ассоциации или группы, вступать в них и участвовать в их деятельности; в) поддерживать связь с неправительственными или межправительственными организациями». «Международная Амнистия» считает, что система официальных предупреждений, которая распространяется на НПО в Беларуси, намеренно применяется совместно с бюрократической системой регистрации и сложным набором руководств по работе для затруднения законной деятельности таких организаций и в конечном итоге - для того, чтобы заставить белорусских правозащитников замолчать.

Специальный представитель Генерального секретаря ООН по правозащитникам Хина Джилани выразила обеспокоенность по поводу этой практики в нескольких странах, включая Беларусь. В своем третьем докладе Комиссии ООН по правам человека, опубликованном в январе 2003 г., она заявила о том, что «существуют явные тенденции, демонстрирующие стратегию некоторых стран, направленную на сужение сферы деятельности правозащитников. Организации закрываются по малейшему поводу, закрывается доступ к источникам финансирования или финансирование ограничивается, и попытки зарегистрировать организацию с правозащитным мандатом намеренно замедляются бюрократическим аппаратом»1 . Специальный представитель Генерального секретаря ООН по правозащитникам передала список вопросов, вызывающих ее беспокойство, правительству Беларуси, включая вопросы о системе официальных предупреждений, применяемых Министерством юстиции. Эти и другие вопросы были опубликованы во втором отчете Специального представителя Генерального секретаря ООН по правозащитникам Комиссии ООН по правам человека в феврале 2002 г2 .

Во время рассмотрения четвертого периодического отчета Беларуси по реализации обязательств Международного пакта о гражданских и политических правах в октябре 1997 г. Комитет ООН по правам человека выразил подобное беспокойство. Комитет ООН по правам человека заявил, что он был обеспокоен «… трудностями, возникающими при процессе регистрации неправительственных организаций и профсоюзов» и «…сообщениями о случаях запугивания и преследования правозащитников властями, включая задержания правозащитников и закрытие офисов неправительственных организаций определенного направления деятельности». Комитет подчеркнул, что свободная деятельность неправительственных организаций является жизненно важной для защиты прав человека и распространения информации в области прав человека и порекомендовал незамедлительный пересмотр законов, правил и административной практики, относящихся к регистрации и деятельности неправительственных организаций, для оказания содействия беспрепятственному созданию и свободной работе этих организаций в соответствии со статьей 22 МПГПП3 .

Необходимо также отметить, что «Международная Амнистия» уже доводила до сведения белорусских властей свою обеспокоенность обращением с правозащитниками и их организациями в Беларуси, включая официальную систему регистрации НПО и соответствующую систему предупреждений. В своем докладе «Под надзором государства: правозащитники в Беларуси» (Номер МА: EUR 49/005/2001), опубликованном в августе 2001 г., «Международная Амнистия» выразила обеспокоенность предупреждениями Министерства юстиции, полученными несколькими правозащитными организациями, включая организации «Центр по правам человека», «Весна-96» и «Могилевский правозащитный центр». «Международная Амнистия» призвала власти Беларуси принять немедленные меры и устранить несоответствие между теорией Декларации правозащитников и обращением с ними в действительности. В связи с этим «Международная Амнистия» дала различные рекомендации. К сожалению, «Международная Амнистия» не получила ответа от властей Беларуси касательно доклада организации и сделанных ей рекомендаций.

В свете обеспокоенности, выраженной в этом коротком докладе, «Международная Амнистия» направила письмо министру юстиции Виктору Голованову 18 сентября 2003 г., призывая его, в качестве министра юстиции, принять немедленные меры для обеспечения выполнения Беларусью ее международных правозащитных обязательств, включая обязательства согласно МПГПП и Декларации о правозащитниках. В частности, правозащитники в Беларуси должны иметь возможность пользоваться своими правами на свободу мирных собраний и объединения без страха гонений, преследования, запугивания или мести.

Примечания

1Документ ООН E/CN.4/2003/104, 3 января 2003 г. - параграф 18.

2Документ ООН E/CN.4/2002/106, 27 февраля 2002 г. - параграфы 20-37 (Приложение).

3Документ ООН CCPR/C/79/Доп.86, 19 ноября 1997 г. - параграф 19.

#Беларусь #правозащитники #Правозащитники и правозащитные инструменты #преследование активистов #свобода выражения мнений #свобода собраний и объединений